Производственные стратегии
Понятие и виды стратегических решений в производстве. Производственная стратегия –  это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации  продукции предприятия. Стратегические решения в сфере производства принимаются  по следующим направлениям:
  - фокусирование производственных мощностей;
- использование производственного персонала;
- развитие организации производства;
- управление качеством продукции;
- развитие производственной инфраструктуры;
- организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по  кооперации;
- управление производством.
Базовая стратегия производства. Суть данной стратегии состоит в  балансировании производственных   мощностей рабочей силы и объема выпускаемой продукции. При формировании базовой  стратегии учитываются:
  - технический уровень производственного   процесса и возможность модернизации оборудования;
- квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного  процесса трудовыми ресурсами;
- возможности быстрой переналадки оборудования и другие необходимые  действия, связанные с вероятными изменениями структуры, объема и сроков  выполнения производственных заказов.
Можно выделить три альтернативы базовой стратегии производства:
  - Полное удовлетворение спроса – предприятие производит столько  продукции, сколько ее требуется на рынке. Запасы продукции при этом минимальны,  а затраты на ее производство могут быть высокими в силу постоянного изменения  объема впуска.
- Производство продукции по среднему уровню спроса, накапливая запасы  продукции при падении спроса и удовлетворяя возросшую потребность рынка за счет  данных накоплений.
- Производство продукции по нижнему уровню спроса (стратегия пессимиста)  - когда недостающие на рынке товары производят конкуренты или  предприятия–партнеры.
Стратегия  размещения производства. Данная стратегия разрабатывается для крупных  предприятий, имеющих развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию, и  связана с выбором места изготовления комплектующих и сборки готовой продукции.  При разработке стратегии размещения необходимо учитывать экономические,  социополитические и географические факторы, главными из которых являются:
  - удаленность филиала и связанные с этим транспортные расходы;
- наличие квалификационной рабочей силы;
- наличие источников сырья и рынков сбыта;
- экономические льготы, предлагаемые региональным руководством.
Стратегия  организации производства. Отличительной особенностью современного подхода к  разработке стратегии организации производства является признание необходимости  «ориентации на потребителя». Стратегия развития организации производства с  ориентацией на потребителя определяется следующим образом: объем выпуска,  ассортимент, качество и сроки поставки продукции устанавливаются исходя из  прогнозов потребностей будущих  пользователей  этими товарами, поставки производятся в необходимом количестве и в  установленное время.
  Стратегия организации  производства осуществляется посредством разработки и реализации следующих трех  программ.
  - Программа синхронизации производства  определяет совокупность действий по организации производственной системы,  быстро реагирующей на изменения потребительского спроса. В этом случае  номенклатура, объем и сроки изготовления продукции определяются заказчиком;  обеспечивается синхронное (одновременное) с производством поступление  комплектующих и синхронное с монтажом  производство. Данная программа предполагает решение следующих задач:  определение методов синхронизации отдельных стадий и работ; установление форм и  правил организации синхронизированного производства, формирование стратегических  альтернатив ее внедрения.
- Программа управления  материальными потоками на предприятии характеризует комплекс взаимосвязанных  работ по формированию интегрированной системы управления потоками материалов.  Ее реализация предполагает формирование логистического подхода к  организации  и управлению производством;  обоснование принципов и разработку системы производственной логистики;  определение функций и разработку системы сквозного управления материальными  потоками, охватывающей стадии закупки материалов, производства и сбыта  продукции.
- Программа повышения организационной гибкости  производства характеризует совокупность действий по установлению и взаимной увязке организационно-технических и  экономических решений, связанных с формированием гибкого производства.  Разработка данной программы связана с процессом принятия решений о практической  реализации мероприятий по повышению гибкости системы и предполагает:  определение основных форм проявления организационной гибкости и направлений ее  повышения; разработку методического подхода по оценке, анализу и планированию  гибкости системы, формирование гибкого производства.