Когда какие-то изделия или их компоненты передаются от поставщика к потребителю, они проходят по цепи поставок (рыночному каналу). В цепи поставок может быть два и более уровней производственных и/или дистрибьюторских подразделений или организаций. Эти организации (подразделения) могут находиться в различной зависимости друг от друга; определяющим моментом является то, что одно подразделение может поставить продукцию другому подразделению. Если представить это графически, то цепь поставок представляет собой материальный поток, количественно определяемый величиной спроса и предложения, между поставщиком и заказчиком, между поставщиком и конечными покупателями или между различными подразделениями одного предприятия. Например, предприятие производит товары на территории одного подразделения, а продает их с отдельного склада продаж. Другое предприятие может иметь центральную службу распределения, которая поставляет продукцию на склады региональных отделений. Третье предприятие может располагать производственными мощностями в двух городах.
Автоматизированная система планирования потребностей в распределении (distribution requirements planning, DRP) является аналогом системы MRP в сфере распределения. Система DRP - это «выталкивающая» система планирования, к числу важнейших функций которой относится контроль за состоянием запасов в распределительной сети, координация спроса и предложения подразделений одного или нескольких предприятий, формирование связей по поставкам в сферах производства, снабжения и сбыта с использованием информационно-технического комплекса систем MRP и MRP11. Хотя системы DRP и MRP имеют много общего, они существенно различаются. В системе MRP главную роль играет производственное расписание, которое регламентируется и контролируется производителем. Функционирование DRP в основном базируется на учете потребительского спроса, который не контролируется производителем. Если система MRP контролирует запасы внутри производственных подразделений предприятия, то система DRP планирует и регулирует уровень запасов на его базах и складах, в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников. Поэтому система DRP, в отличие от системы MRP, работает в условиях большей неопределенности внешней среды, что накладывает дополнительные требования и ограничения в управлении товарными запасами в распределительных сетях.
Основу системы DRP составляет производственное расписание, которое координирует процесс поставок и пополнения товарных запасов в распределительной сети. Производственное расписание формируется для каждой единицы хранения и каждого звена логистической цепи, связанного с созданием запасов в канале распределения. Формирование расписания происходит на базе теории управления запасами. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения товарных запасов на складах фирмы или оптовых посредников. Системы управления сбытом, основанные на DRP, позволяют фирмам получать определенные преимущества:
Существуют определенные ограничения и недостатки в применении системы DRP. Ее работа требует:
С начала 1990-х гг. в США и Западной Европе применяется расширенная версия системы DRP. Это система планирования ресурсов в распределении (distribution resource planning, DRP II), в которой используются современные модели и алгоритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные электронные каналы, работающие в режиме online. В отличие от системы DRP управление запасами и планирование потребностей в распределительной сети может быть средне- и долгосрочным; осуществляется также разработка комплексных средне- и долгосрочных планов загрузки распределительных сетей, транспорта и складов, использования трудовых, финансовых ресурсов и др. Система DRP II может служить базой для интегрального планирования логистических и маркетинговых операций, позволяет прогнозировать рыночную конъюнктуру, оптимизировать совокупные издержки производства, снабжения и сбыта, планировать поставки и запасы на различных уровнях (центральный склад — региональные склады), составлять и корректировать в реальном масштабе времени графики перевозок, выполнять расчеты потребности в услугах транспорта.