При изучении теории организации и осуществлении деятельности важнейшее методическое значение имеют те категории системного подхода, которые помогают понять системы в части их строения, функционирования, оценки сложности и качества их организации, а также их синтеза как систем эргатических, то есть «очеловеченных».
К общим категориям системы, помимо ее организации, относят также ее структуру, выражающую состав элементов системы и совокупность их наиболее устойчивых взаимодействий, связей. Всякий объект или процесс рассматривается как система путем выделения его из среды. Это первый шаг структурирования. Далее система может быть структурирована на подсистемы или системы по продуктовому, функциональному, технологическому или иному признаку методами декомпозиции, и наоборот, скомпонована из различных систем – элементов методами композиции. Важнейшим приемом декомпозиции, в частности, является подразделение системы на управляемый объект и управляющий субъект. При этом признаком системности является проверка на соответствие принципу (закону) эмерджентности, означающему, что специфика и возможности системы в целом не есть сумма возможностей ее частей, что система в целом обладает качествами, не наблюдаемыми непосредственно в ее элементах.
Особенностью деятельностных процессов и систем, отличающей их от систем технических, биологических и др., есть то, что они функционируют целенаправленно и целеполагание осуществляется людьми либо из-за пределов системы, либо управляющим субъектом самой системы. Под целью деятельности может выступать стремление к определенным результатам или получение прибыли, изменение функций или сохранение существующего положения, самоликвидации или преобразования и т.п. Видоизменение деятельности происходит через расширение или сужение отдельных функций, активизацию новых или отмирание старых функций. Функциями являются также и само целеполагание и внутреннее преобразование или самоорганизация системы в соответствии с поставленными целями.
Достичь поставленные цели деятельности – представляет важнейшую задачу организации, которая, как правило, трудноосуществима из-за следующих трех обстоятельств.
Во-первых, сами цели многочисленны, полиструктурны, конфликтны, почему и подлежат систематизации (например, в виде «дерева целей»), ранжированию, сочетанию и объединению, а также устранению конфликтов, например по принципу «главного звена», симплекс-методом, по Парето и т.п.
Во-вторых, цели сами по себе не указывают, за редчайшим исключением, требуемый характер организации деятельности, который бы мог обеспечить успех (что, кстати, правомерно и к техническим системам, где цель достигается искусством конструирования). Поэтому любая организация или самоорганизация деятельности, даже использующая научные рекомендации либо передовой опыт, для каждой конкретной системы является в той или иной мере интуитивной, а получаемые результаты деятельности имеют те или иные расхождения с ранее обозначенными целями.
В-третьих, никакая организация не может быть полностью спроектирована либо осуществлена (что отличает ее от технической конструкции, которая всегда закончена и конечна по своим возможностям). Системы деятельности, независимо от размера предприятия или объема работ и т. п., являются в принципе большими или сложными или очень большими и очень сложными в том смысле, что превышают возможности человека по их изучению, наблюдению и пониманию. Схематично под сложностью системы можно понимать сумму составляющих ее элементов, их разнообразия и сочетаний разнообразия. Разнообразие системы, регламентируемое ее организацией, в отношении к сложности системы характеризует достигнутый уровень определенности или организованности – У (эта доля всегда меньше единицы). Тогда 1- У (уровень организованности) представляет энтропию системы, степень ее нерегламентированности, случайности, дезоорганизации.