Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Создание финансово-промышленной группы (ФПГ)



Экономические переходные условия Российской Федерации в настоящее время благоприятны для организации технополисов и ФПГ. Эти формы призваны реализовать многие инновации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Однако создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки национальной экономики и приоритетной поддержки тех ее областей, которые способствуют скорейшему экономическому развитию. Эти группы функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации, объединяющие на старте банки, промышленные предприятия и торговые организации, научно-технические и вузовские учреждения.

Рассмотрим принцип формирования ФПГ на базе инновационной технологии. Для обеспечения конечного результата технология должна быть внедрена в производство, т. е. должна быть создана единая технологическая цепочка (ТЦ). Формирует ее управляющая компания ФПГ. Образуется ТЦ из нескольких этапов, основными из которых являются следующие:

  • определение цели (стратегии);
  • изучение технологии;
  • подбор предприятий-исполнителей (контрагентов);
  • проектирование и разработка производственного процесса;
  • выбор источника финансирования;
  • контроль результатов.

Стратегической целью функционирования ТЦ может быть распространение инновационной технологии, например, по выпуску компактных электронных устройств, блоков, которые будут использоваться не только в приборостроительной, но и в легкой, химической отраслях промышленности и др.

Для того чтобы отобрать контрагентов, необходимо получить и проанализировать технико-экономическую информацию о каждом из них, в частности такие данные:

  • руководство контрагента;
  • номенклатура выпускаемой продукции;
  • финансовая отчетность за последние четыре квартала;
  • структура активов и пассивов;
  • состояние оборудования и длительность технологического цикла выпуска продукции, который может быть использован в ТЦ;
  • структура цены на продукцию;
  • наличие связей с другими предприятиями.

Большое значение для формирования ТЦ имеют результаты анализа финансового состояния, структуры активов и оборачиваемости оборотных средств.

При конкурсном отборе контрагентов используется критерий технологической ценности (КТЦ), который определяется по формуле:

где Р — результат выпуска продукции, используемый в рамках ТЦ (выручка от реализации продукции), р.;
3 — затраты на производство продукции (себестоимость), р.;
ДТЦ — длительность технологического цикла производства продукции, дней.

Показатель Ктц характеризует ежедневную эффективность производства продукции, которая может быть использована в ТЦ.

Эффективность деятельности предприятия оценивается с помощью анализа фондоотдачи — отношения выручки от реализации продукции за квартал к средней квартальной стоимости постоянных активов.

После принятия положительного решения управляющая компания ФПГ заключает договор с контрагентом о его участии в ТЦ.

Дальнейший процесс разработки ТЦ состоит из таких этапов:

  • проектирование производственной схемы;
  • составление календарного плана проекта;
  • проектирование схемы финансовых потоков;
  • составление организационного плана;
  • проектирование и оценка эффективности ТЦ.

Второй этап заканчивается разработкой календарного плана функционирования ТЦ.

На третьем этапе для определения направлений и объемов платежей, осуществляемых при реализации ТЦ, проектируют схему финансовых потоков.