Экономические переходные условия Российской Федерации в настоящее время благоприятны для организации технополисов и ФПГ. Эти формы призваны реализовать многие инновации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Однако создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки национальной экономики и приоритетной поддержки тех ее областей, которые способствуют скорейшему экономическому развитию. Эти группы функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации, объединяющие на старте банки, промышленные предприятия и торговые организации, научно-технические и вузовские учреждения.
Рассмотрим принцип формирования ФПГ на базе инновационной технологии. Для обеспечения конечного результата технология должна быть внедрена в производство, т. е. должна быть создана единая технологическая цепочка (ТЦ). Формирует ее управляющая компания ФПГ. Образуется ТЦ из нескольких этапов, основными из которых являются следующие:
Стратегической целью функционирования ТЦ может быть распространение инновационной технологии, например, по выпуску компактных электронных устройств, блоков, которые будут использоваться не только в приборостроительной, но и в легкой, химической отраслях промышленности и др.
Для того чтобы отобрать контрагентов, необходимо получить и проанализировать технико-экономическую информацию о каждом из них, в частности такие данные:
Большое значение для формирования ТЦ имеют результаты анализа финансового состояния, структуры активов и оборачиваемости оборотных средств.
При конкурсном отборе контрагентов используется критерий технологической ценности (КТЦ), который определяется по формуле:
где Р — результат выпуска продукции, используемый в рамках ТЦ (выручка от реализации продукции), р.;
3 — затраты на производство продукции (себестоимость), р.;
ДТЦ — длительность технологического цикла производства продукции, дней.
Показатель Ктц характеризует ежедневную эффективность производства продукции, которая может быть использована в ТЦ.
Эффективность деятельности предприятия оценивается с помощью анализа фондоотдачи — отношения выручки от реализации продукции за квартал к средней квартальной стоимости постоянных активов.
После принятия положительного решения управляющая компания ФПГ заключает договор с контрагентом о его участии в ТЦ.
Дальнейший процесс разработки ТЦ состоит из таких этапов:
Второй этап заканчивается разработкой календарного плана функционирования ТЦ.
На третьем этапе для определения направлений и объемов платежей, осуществляемых при реализации ТЦ, проектируют схему финансовых потоков.