Стратегия лидерства в издержках
Условия реализации и риски  лидерства в издержках. Стратегия лидерства в издержках направлена на  достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на отдельные элементы  товара или услуг и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с  конкурентами. Такая стратегия требует от предприятия оптимальных размеров  производства, развитой сбытовой сети, захвата определенной доли рынка,  использования ресурсосберегающих технологий, жесткого контроля всех видов  расходов. Доминирующую роль в данной стратегии играет производство.
  Можно сказать, что лидерство в издержках ‐ это агрессивная  стратегия, направленная на достижение эффективности производства.
  Реализация конкурентных преимуществ на основе низких издержек возможна  при следующих условиях:
  - спрос эластичен по цене;
- отсутствует возможность для дифференциации продукта;
- отраслевая продукция стандартизована, покупатель  может приобрести ее у разных продавцов;
- предприятие имеет доступ к источникам дешевого  сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции.
Однако попытки достичь лидерства в издержках  могут быть связаны с риском и даже потерей преимуществ. Например, концентрация  внимания на уменьшении издержек может помешать предприятию увидеть  уменьшающуюся чувствительность к цене или изменения в способах использования  продукта.
  К числу основных рисков, связанных с  лидерством в издержках, можно отнести:
  - появление технологических новинок, которые  сводят на нет преимущества в издержках;
- неспособность уловить необходимость смены  продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения  себестоимости;
- инфляционный рост издержек, подрывающий  способность предприятия снижать себестоимость;
- появление новых, более совершенных товаров;
- изменение предпочтений потребителей, их  чувствительность к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик.
Таким образом, предприятие может  потерпеть неудачу, если конкуренция приведет к неценовым стратегиям.
  Преимущество в издержках относительно  пяти сил конкуренции. Предприятие, лидирующее в издержках, получает  эффективную защиту против пяти сил конкуренции:
  - предприятие‐лидер способно противостоять своим  прямым конкурентам в случае ценовой войны и получать прибыль при цене,  минимально допустимой для конкурентов;
- крупные покупатели не могут добиваться снижения  цены ниже уровня, приемлемого для наиболее сильных (первых двух по размеру  издержек) производителей в отрасли;
- низкие издержки в сфере производства  обеспечивают защиту против сильных поставщиков, так как придают предприятию  большую гибкость в случае повышения входных издержек;
- лидерство в издержках создает дополнительный  барьер входа для новых конкурентов и одновременно может оградить рынок от  товаров-заменителей.
Таким образом, способность  предприятия‐лидера устанавливать нижний предел отраслевых цен ограждает его  рыночную позицию. В ценовой конкуренции проигрывают менее эффективные  предприятия.