Делопроизводство — это деятельность, охватывающая документирование и работу с документами, под которыми понимаются материальные объекты, оформленные в установленном порядке, имеющие в соответствии с действующим законодательством правовое обеспечение и содержащие информацию в зафиксированном виде для ее передачи во времени и пространстве. Как правило, делопроизводство на предприятиях и в организациях осуществляет канцелярия — специальная служба, действующая на правах самостоятельного структурного подразделения и подчиненная непосредственно руководителю организации или его заместителю. В состав канцелярии могут быть включены: подразделения по учету, регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и рассмотрению писем (жалоб, заявлений), экспедиция, секретариат, машинописное и множительно-копировальное бюро, архив и др.
В своей деятельности эта служба руководствуется законодательными и иными нормативно-правовыми актами государственной власти и управления, распорядительными документами вышестоящих органов управления и самого предприятия, правилами, инструкциями, методическими рекомендациями учреждений национальной архивной службы и другими нормативами по вопросам документационного обеспечения управления. Организационная структура управления службой делопроизводства на предприятии устанавливается в зависимости от объема документооборота, наличия средств организационной и вычислительной техники и других факторов.
Процесс создания документов называется документированием. Способы и организационные формы документирования в значительной степени определяют уровень информационного обеспечения, оперативность и качество принимаемых решений, содержание и культуру труда работников, эффективность аппарата управления. Всю документацию, действующую в сфере управления предприятием, можно отнести к двум группам: организационно-распорядительной и планово-учетной (специальной). Последняя отражает специфику функционального управления (плановая, финансовая, по материально-техническому снабжению и сбыту, по оперативному, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д.). Состав ее непостоянен и меняется по мере изменений функций управления и их организационного оформления.
Организационно-распорядительная документация — это система документации, обеспечивающая организацию процессов управления и управленческого труда. Она применяется при оформлении распорядительно-исполнительной деятельности административно-управленческого персонала и не зависит от характера полномочий и их распределения. Выделение этой системы определено тем, что не все связи, существующие на предприятии, отражаются в его организационной структуре управления.
Организационно-распорядительная документация подразделяется на:
В практике документирования документы классифицируются и по ряду других признаков:
Система взаимосвязей документов проявляется в процессе управления. Движение документа в организации с момента его создания или получения до завершения исполнения или отправки называется документооборотом. Он должен основываться на тщательно разработанной, стабильной технологии управления делопроизводством предприятия, которое определяется как техническое, вспомогательное обслуживание конкретных функций управления, играющее, тем не менее, важную роль в повышении оперативности и эффективности работы всего аппарата управления. Оптимизация документооборота приводит к сокращению количества единиц и форм обрабатываемых документов, упрощению процедур их оформления, повышению скорости исполнения, высвобождению руководителей и специалистов от выполнения несвойственных им функций технических исполнителей.
Основными функциями управления делопроизводством являются следующие:
Реализация комплекса функций по организации работы с документами и обеспечение единого порядка документирования осуществляется в соответствии с действующими национальными стандартами, руководящими документами, отраслевыми руководящими документами и стандартами предприятий по делопроизводству. Кроме этого, предприятия, сотрудничающие с зарубежными фирмами, при подготовке документов должны учитывать специфику делопроизводства соответствующих стран, отражающуюся в их национальных стандартах. Ряд вопросов делопроизводства решен в международных стандартах ISO.
При традиционной карточной регистрации печатается необходимое количество экземпляров карточек, которые могут составлять различные картотеки: справочные, контрольные, по письмам граждан, алфавитные, кодификационные и другие, в зависимости от задач поиска или вида (групп) регистрируемых документов. Карточки в разделе исполненных документов в справочных картотеках группируются по номенклатуре дел. Выбор поисковых признаков определяется в зависимости от видов документов и характера запросов. Наименование поисковых признаков указывается в специальных разделителях карточки.
При автоматизированной регистрации поиск осуществляется по каждому из обязательных реквизитов или их совокупности.
При передаче документов на хранение в архив передаются и поисковые системы: при традиционной карточной регистрации — картотека с полностью заполненными реквизитами; при автоматизированной — из банка регистрационных данных изымаются сведения о документах, сроки оперативного хранения которых истекли; распечатываются и передаются раздельно в архив регистрационные блоки картотек на документы, подлежащие и не подлежащие передаче на государственное хранение.
Целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах; правильного формирования и ведения дел в подразделениях предприятия (организации). Контролю подлежат все зарегистрированные документы: входящие, исходящие и внутренние, которые по своему характеру требуют решения (ответа), а также устные решения и поручения руководства Контроль осуществляют руководители, ответственные исполнители, подразделения службы делопроизводства или специально назначенные лица.
Необходимость постановки документа на контроль, сроки исполнения, исполнители и должностные лица, ответственные за контроль, устанавливаются руководителем в резолюции или в тексте документа (приказа, протокола, распоряжения). Сроки исполнения могут быть типовыми или индивидуальными. Типовые сроки исполнения документов устанавливаются нормативными актами органов государственной власти, центральных органов управления.
Индивидуальные сроки устанавливаются руководителем. Допускается корректировка сроков исполнения по указанию руководителя. Документ считается исполненным и снимается с контроля после выполнения заданий, запросов, сообщения результатов организациям и лицам или другого подтверждения исполнения.
Контроль за ходом исполнения документов и регулирование процесса заключаются в информировании исполнителей и руководителей о приближении сроков исполнения. Информация о результатах исполнения документов обобщается и доводится до сведения руководства в форме сводки об исполнении документов и поручений за период, установленный регламентом. Контроль за исполнением документов ведется на основе регистрационных карточек или банка их данных при автоматизированном контроле. Контрольная картотека систематизируется по срокам исполнения документов, исполнителям, группам документов (приказы, решения, входящие, исходящие письма и т.д.). На один контролируемый документ может быть заполнена несколько контрольных карточек в соответствии с числом исполнителей, заданий или различными сроками исполнения. Контроль осуществляется службой контроля.
При автоматизированном делопроизводстве исполнителям могут направляться предупреждения в виде машинограмм, информации по «электронной почте» или локальной вычислительной сети в зависимости от того, на каких программных и технических средствах реализована система, например, с выводом на экран дисплея ЭВМ руководителей и исполнителей. Карточка с исполненными материалами представляется ответственному за контроль для проверки исполнения и снятия документа с контроля. При некачественном исполнении или срыве сроков документ с контроля не снимается и переходит в разряд неисполненных в срок. Также может быть принято решение о необходимости переноса срока исполнения такого документа.
В настоящее время имеется множество разработок автоматизированных систем делопроизводства, начиная от отдельных, сравнительно простых по набору функций автоматизированных рабочих мест (например, АРМ-канцелярия) и заканчивая сложными системами в рамках программных средств общего назначения (например, Mickrosoft-Office, Lotus SmartSuit, либо с использованием средств, соответствующих СУБД, и языков программирования). Для получения и рассылки электронных документов применяются локальные, региональные и глобальные вычислительные сети (например, Ethernet-локальная ВС, Internet- глобальная ВС) и факсимильная связь, В сетях используется «электронная почта», системы электронного обмена данными.
Электронная почта является технологическим аналогом обычной почтовой связи, а все остальные виды услуг обеспечивают доступ к компьютерам, аккумулирующим большие объемы информации. Одной из наиболее эффективных систем «электронной почты» является E-Mail, отличающаяся возможностью поддержания широкого круга аппаратных и программных средств, различных сетевых операционных систем и серверов. Как правило, все автоматизированные системы управления делопроизводством содержат средства регистрации, отчетности, входного и выходного контроля.
Электронные документы и дела требуют и специализированного электронного архива. За рубежом активно развивается рынок специализированных систем (аппаратно-программных комплексов) электронного архивирования, систем обработки изображений, образцов документов. Единую технологию электронного архивирования разработали фирмы Cognitive Technologies, Hewlett-Packard, LVS и Oracle (программные продукты с сетевыми версиями систем сканирования и распознавания текстов и системой архивации, аппаратные средства в составе высокопроизводительных сканеров, принтеров и устройств массовой памяти типа WORM).
В последние годы прикладные работы в технологии электронного обмена данными (Electronic Data Interchange-EDI) бурно развиваются, постоянно расширяется сфера ее применения. Технология EDI основана на возможности использования вместо бумажных документов стандартных электронных сообщений переменной длины. При формировании электронного сообщения реквизиты передаваемого документа по возможности представляются в виде кодов с использованием стандартных классификаторов и справочников, единых синтаксических правил.
Вместе с тем в реальных условиях функционирования отечественных предприятий и недостаточно средств для приобретения дорогостоящих систем, нельзя исключать возможность совершенствования форм и методов работы с документами, включающей разработку, внедрение и ведение альбома и табеля унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений; разработку совместно с соответствующими структурными подразделениями организации мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины; внедрение прогрессивных технологий документационного обеспечения. Другим направлением рационализации документооборота на предприятии является его сокращение, включая количество форм документов, разработку и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию делопроизводства. Все это требует постоянного повышения квалификации работников службы делопроизводства и архивов, их психологической адаптации к новым условиям работы и контроля за исполнением дисциплины.
В перспективе в результате развития системы делопроизводства произойдет переход к технологии «электронного офиса». Однако для внедрения требуется солидная организационная подготовка, поскольку меняются не только сами документы и технология их обработки, но и организационные структуры, функциональные обязанности сотрудников, квалификационные требования к ним. В соответствии с этим потребуется пересмотр всех организационно-методических, нормативных и инструктивных документов предприятия. Таким образом, появится и новая профессия — менеджера по управлению делопроизводством.