Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Управление транспортным обслуживанием производства



Внутризаводской транспорт является не только способом механического перемещения грузов, а и способом труда, который обеспечивает ритмичную работу преприятия в соответствии с заданным производственным графиком.

Транспортные операции составляют значительную часть в технологическом процессе производства продукции. Это являются следствием функционально-технологических особенностей разделения труда между цехами (участками), которые определяют необходимость многоразовых перевозок одних и тех же грузов.

Значение транспортного обслуживания определяется тем, что часть транспортных затрат в себестоимости продукции относительно велика и колеблется в пределах 3-7%. Поэтому улучшение использования транспортных средств является важным условием снижения себестоимости продукции и сокращения длительности производственного цикла.

Целью системы транспортного хозяйства является своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели явялется снижение к минимуму части транспортных затрат в себестоимости готового продукта.

Задачи транспортного цеха предприятия определяются в следующем:

  • вобеспечении своевременного и бесперебойного транспортного обслуживанияосновных и вспомогательных цехов и складских служб;
  • всоздании условий для обеспечения ритмичности производства;
  • вмеханизации транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;
  • вправильной выборе и рациональном использовании транспортных средств иустройств;
  • вобеспечении сохранения траспортируемыхгрузов, а также техники безопасности при эксплуатации транспорта;
  • вулучшении технико-экономических показателей работы транспортных цехов;сокращение затрат на транспортные операции.

Функции транспортной службы предприятия:

  • разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
  • планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
  • планирование ППР транспортных средств;
  • планирование потребности приобретения запчастей;
  • оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
  • обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
  • организация осмотров и ремонта транспортных средств;
  • организация безопасности движения;
  • организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
  • организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Значение транспортного хозяйства предприятия не ограничивается лишь перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа непосредственно влияют на ход производственного процесса и на себестоимость продукции, которую производит предприятие. От работы транспорта зависит равномерный выпуск продукции, ритмичность работы всех участков и рабочих мест. Время, затраченное на внутри- и межцеховые перевозки, напрямую влияют длительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства и транспортирования грузов достигают 30% всех непрямых затрат. Поэтому основными ориентиром транспортного хозяйства предприятия является бесперебойное транспортирование грузо в условиях эффективного использования транспортных средств и минимизации себестоимости транспортных операций. Это можно достигнуть за счет правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, совершенствования хозяйственного расчета.

Для выполнения этих задач транспортное хозяйство в своем распоряжении имеет:

  • трудовые (вспомогательные рабочие, технический и административно-управленческийперсонал);
  • материальные (основные и вспомогательные материалы и энергию, необходимые длявостановительного ремонта и изготовления запасных частей) и технические (оборудование для перемещения грузов, технологическое оснащение, подъемно-транспортныеустройства, испытательные стенды и т.д.) ресурсы;
  • информационное обеспечение (нормативы расходатопливных и смазочных материалов; планово-учетная документация, путевыелисты астотранспортных средств и т.д.).

Система транспортного хозяйства на крупных и средних предприятиях имеет двухуровневую структуру: на упровне предприятия создается транспортный цех, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков. Структура внутрипроизводственного транспорта зависит от объема и типа продукции, состава цехов и их территориального размещения. Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от многих факторов и определяется при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий. Очевидно, что со сменой технологии, профиля продукции, которая выпускается, изменяется и структура транспортных средств.

Организационная структура управления транспортного отдела машиностроительного предприятия

Рис. 1 Организационная структура управления транспортного отдела машиностроительного предприятия

Организация и управления транспортным хозяйством на предприятиии относится к компетенции специализированных транспортных служб.

На крупных и средних предприятиях имеют, как правило, средних размеров транспортных цех, который состоит из нескольких участков, специализированных по видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, электрокарный и т.д. Такой цех подчинен в большинстве случаев заместителю директора по коммерческой работе. На крупных предприятиях может быть должность заместителя директора по транспорту или начальник транспортного управления (отдела).

Структура управления транспортного отдела среднего машиностроительного предприятия представлена на рис. 1.

Взависимости от характера и места перевозок транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний транспорт предприятия выполняет двойную функцию связи с другими предприятиями. Во-первых, с помощью внешнего транспорта предприятие получает предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса: сырье и материалы, топливо и покупные комплектующие изделия. Во-вторых, после изготовления продукции предприятие перевозит ее к потребителю или станции отправления.

Кроме того, ряд предприятий перевозят работников и служащих от дома к месту работы и назад.

Функции внешнего транспорта такие же, как и транспорта общего использования.

Внутренний заводской транспорт непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции. По предназначению внутризаводской транспорт делится на внутренне- и межцеховой, а также межоперационный.

Межцеховой транспорт служит для достаки со складов к производственным цехам разных материалов, транспортирования из цеха к цеху полуфабрикатов, а также для перевозок готовой продукции из цеха на скдад (грузовые автомобили, электро – и автокары и т.д.).

Внутрицеховой транспорт предназначается для траспортирования грузов между производственными участками или поточными линиями (электро – и автокары, тельферы, краны, ковейеры и т.д.).

Межоперационный транспорт перемещает заготовки и деталей между рабочими местами в последовательности и ритме технологического процесса (тельферы, краны, ковейеры и т.д.).

Особенность организации, состав и структура транспортного хозяйства промышленного предприятия и его отдельных цехов и служб зависит от масштабов и типов производства, характера продукции, которая выпускается, материалов, используемых для ее изготовления, технологических процессов и их организации, производственной структуры предприятия и т.д.