Установление целей бизнеса
Установление общих долгосрочных целей. Цель  это конечное состояние,  желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак  общие означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не  имеют четко выраженных количественных характеристик.
  Долгосрочные  цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место  в бизнесе.
  Определение общих  долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который  менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих  конкурентных преимуществ организации.
  Можно выделить семь ключевых  пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:
  - Положение на рынке. Рыночными целями могут  быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка  предприятия до определенного размера.
- Инновации. Целевые  установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса:  освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации  производства.
- Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое  место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара,  улучшение обслуживания клиентов.
- Производство.  Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей  производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек  производства по сравнению с основными конкурентами.
- Финансы. Общей целью  является сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых  ресурсов, их рациональное использование.
- Управление персоналом.  Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест,  обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации  труда.
- Менеджмент. Ключевой  целью в этой области является определение критических сфер управленческого  воздействия.
- Критерии  качества целей. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик,  которые иногда называют критериями качества поставленных целей.
К числу основных  характеристик целей можно отнести следующие.
  - Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах,  руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ.
- Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования  более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные  (обычно в пределах года) цели. Чем более узкий горизонт планирования, тем  конкретнее должна быть выражена цель.
- Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности  предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к  успеху и снижает мотивацию труда.
- Непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения  одной цели, не должны мешать достижению других.
Недостаточное  внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых  целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими  российскими предприятиями в процессе перестройки цель  сохранение трудового  коллектива  привела к снижению мотивации труда.
  Определение конкретных целей (задач). Конкретные цели устанавливаются  на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его  конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые  конкретные результаты (дватри показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные  цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие  считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать. 
  ПРИМЕР 5
  Конкретные цели в различных областях  деятельности:
  - маркетинг  ежегодно предлагать  на рынок новый товар; расширить число потребителей на 10 %;
- финансы  увеличить  рентабельность с 10 до 12 % к концу года;
- кадры  ввести систему участия  в прибыли к концу второго года.
В заключении следует отметить , что цели предприятия  могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и  внутренних возможностей бизнеса.
Определение миссии и целей служит основой для выбора  стратегии и общей политики предприятия. Стратегия задает направление реализации  миссии и целей, а политика определяет четкие ориентиры для менеджеров всех  подразделений.