Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Анализ организационной культуры



Как организационная структура, так и процессы управления могут регламентироваться как формально (организационно-распорядительными документами, стандартами предприятия, информационными схемами или моделями), так и неформально (неформальным разделением труда, коллективными установками и ценностями и прочее). При этом может происходить конфликт между требованиями официальных внутрифирменных документов и неформальными нормами организационной культуры. При организационно-управленческом анализе важно вскрыть действительное, а не декларативное положение вещей, а также реальные основания существующих организационной структуры и процессов управления. Для этого проводится анализ организационной культуры.

Анализ организационной культуры можно свести к выявлению и анализу существующих символов, внутрифирменных историй и традиционных церемоний.

Символом может быть материальный объект или событие, которые служат для того, чтобы передавать некоторое значимое общее для всех сотрудников сообщение, которое устанавливает взаимопонимание между ними. Символы более выразительны, нежели многословные объяснения, и поэтому лучше понимаются и принимаются людьми. Характерным примером символов являются фирменные логотипы, которые при их умелой разработке заключают в себе как миссию фирмы, так и основные внутри - организационные ценности, ее поддерживающие.

Истории — это унифицированные последовательности событий, которые содержат раскрытие внутрифирменных ценностей. Ситуации, описываемые в историях, могут быть как реальные, так и выдуманные, но главное — чтобы они четко объясняли, что делать следует, а что не следует. Истории могут неформально определять ответы на следующие поведенческие вопросы.

  1. Как следует вести себя сотруднику, если начальник нарушает правила?
  2. Является ли высшее руководство людьми, уважаемыми всеми сотрудниками?
  3. Может ли обычный сотрудник пробиться наверх?
  4. Как реагирует начальник на ошибки подчиненного?
  5. Как организация справляется с трудностями?

Церемонии — это специально продуманные и организованные мероприятия символического характера, непосредственно не связанные с основной производственной деятельностью. Разновидности церемоний включают в себя следующие.

  1. Перемещение сотрудников или изменение их формального внутриорганизационного статуса.
  2. Наказание сотрудников.
  3. Поощрение сотрудников.
  4. Разрешение конфликтов.
  5. Социализация вновь поступивших сотрудников.

При анализе организационной культуры следует выяснить:

  • насколько сильна культура (по сравнению с формальной структурой и процессам);
  • поддерживает ли культура систему целей организации;
  • поддерживает ли культура формальную структуру и процессы организации;
  • основные элементы культуры (символы, истории, церемонии), выражающие ее;
  • динамику изменения внутрифирменных ценностей и стереотипов поведения.