Материальная ответственность внутризаводских подразделений за причиненный ими ущерб достигается путем предъявления обоснованных претензий.
Хозрасчетные претензии обосновываются первичными документами бухгалтерского и оперативного учета (акты простоя рабочих, оборудования, наряды за простой, акты на брак, на некачественный и несвоевременный ремонт оборудования, графики поставок деталей и узлов по внутризаводской кооперации, штрафы и санкции, уплаченные предприятием другим организациям и другие первичные документы, планы, графики).
К убыткам, причиненным одним подразделением другому, относятся дополнительные расходы по расходу материалов, энергии, топлива, заработной платы или потери, возникшие по вине другого подразделения.
Подразделения предприятия несут материальную ответственность за допущенные ими ошибки и просчеты, которые привели за собой потери.
Сумма по претензиям устанавливается в размере фактически причиненного ущерба.
Обязательным условием при переработке штрафных санкций по претензиям является их экономическое обоснование, согласование с затратами конкретных цехов.
При наличии вины в неисполнении хозрасчетных обязательств со стороны как подразделения-исполнителя, так и подразделения-потребителя, размер материальной ответственности (сумма штрафа убытков) определяется в соответствии степенью ответственности каждого из них.
Претензия предъявляется подразделения-ответчику в виде акта хозрасчетной претензии, в котором указывается характер и причины ущерба, что является основанием для оформления претензии.
Акт-претензия оформляется работниками цеха, отвечающие за соответствующий участок работы:
Акт-претензия составляется в 4-х экз. ;и направляется: 1 экз. ;- Подразделения-предъявителю, 1 экз. ;- Подразделения-ответчику, 1 экз. ;- В ИТК, 1 экз. ;- В центральную бухгалтерию.
Ответчик обязан в трехдневный срок подписать акт-претензию с признанием исковых требований или объяснением причин отказа. ;Претензия считается принятой, если в течение трехдневного срока после ее вручения не поступило обоснованных возражений.
При любом отклонении претензия с мотивированным возражением возвращается в указанный трехдневный срок подразделения-заявителю.Руководитель этого подразделения в пятидневный срок со дня получения ответа имеет право передать возникший спор для разрешения арбитра, в компетенцию которого входит решение этих вопросов.
Споры по претензиям рассматриваются в присутствии руководителя подразделения-заявителя и подразделения-ответчика.
В случае возникновения спора между производственными подразделениями и функциональными отделами предприятия претензии для решения передаются в претензионную комиссию, которая проверяет обоснованность претензии, получает заключение и принимает решение.
Принятое решение по спору является окончательным, оформляется протоколом, утверждаемым в соответствующем порядке и утверждению не подлежит.
При рассмотрении претензий и споров по ним должны быть выявлены причины нарушений, конкретные виновные лица для последующего возложения на них ответственности (материальной, дисциплинарной и т.д.) в установленном порядке.
Сдача актов-претензий в бухгалтерию производится подразделением-предъявителем течение месяца по мере оформления, но не позднее 3-е число, следующее за отчетным месяцем.
Не позднее за 8-е число (следующего за отчетным месяцем) цех предъявляет в бухгалтерию справку о понесенных цехом убытки за отчетный месяц, в котором отражаются признанные претензии, сумма понесенных убытков, и подразделение-виновник.
На основании оформленных актов-претензий и справок цехов о понесенные убытки, бухгалтерия предприятия составляет сводную ведомость по внутризаводских хозрасчетных претензиях за отчетный месяц в разрезе цехов и отделов предприятия.