Традиционно организация воспринимается как система, которая представляет собой совокупность множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, упорядочение элементов организации или сознательно координируемая социальная система. В той или иной мере, такое восприятие организации связано с определением ее как структурного образования, отражающего некое статическое состояние. Данное представление об организации являются отражением постулатов и принципов классической школы, исходившей из положения о диктате производителя при стабильном рынке с устойчивым спросом.
В сложившихся современных условиях, очень сложно представить хорошо функционирующую организацию, как устойчивую и централизовано управляемую. Скорее ее можно рассматривать с точки зрения динамики развития, способности ее к адаптации к изменяющимся условиям и быстрой реакции на изменения рынка. Этим обуславливается приоритет изучения динамической организации как основы формирования и сущности функционирования всего окружающего и собственно человека.
Природа формирования любой организации связана как с объективным, так и с субъективным началом (см. рис. 1).
В качестве объективного начала может выступать окружающая среда, которая может предопределить или вызвать необходимость в создании той или иной организации. Например, в условиях рынка спрос на ту или иную продукцию (услугу) может определить необходимость в создании соответствующего предприятия. Объективное начало всегда отражает явление или случайность, которые возникают в окружающей среде. Явление или случайность вызывают определенные действия во времени или совокупность взаимосвязанных действий. К примеру, наличие спроса на определенный вид продукции стимулирует у людей (персонала), создающие организацию к осуществлению взаимосвязанных действий по производству продукции.
Последовательность взаимосвязанных действий по созданию продукции или услуг представляет собой процесс деятельности организации.
Субъективное начало, напротив, является решением человека или другой организации о создании новой организации. Такое решение всегда связано с достижением той или иной цели. Например, решение человека о создании малого предприятия или руководства крупного промышленного предприятия об организации дочернего предприятия является субъективным началом.
Рис. 1 Природа организации
Наличие цели, которая является основополагающим системным свойством, предполагает формирование новой организации как системы, имеющей определенную иерархию (подсистемы), т.е. структуру, объединяющую материальную и интеллектуальную природу (средства производства, знания и умения).
Объективное и субъективное начало, вступая во взаимодействие, формируют и развивают многообразие организационных форм, но вместе с тем, противоречия их взаимодействия становятся основной причиной дезорганизации.
Теперь возникает вопрос, что является первичным в природе организации «система» или « процесс». Два этих понятия взаимосвязаны, но первичным является процесс деятельности организации, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие участников организации. Без деятельности о существовании организации говорить сложно. Вот почему последовательность действий, ее содержание обуславливают во многом и предопределяют цель и сущность организационной деятельности.
С другой стороны «процесс» характеризуется временем на протяжении, которого он осуществляется, т.е. отражает динамику организации.
Еще А.А. Богданов в своей работе «Тектология» дал определение организации, как не просто множество элементов, а в виде динамического комплекса, который рассматривается в виде процесса или потока независимых процессов, имеющих циклическое развитие. Он хорошо сознавал, что понятие «организация» выражает двойственность некоторого действия и его результата.
Рис. 2 Многофакторная модель возникновения, становления и развития организации
Организация рассматривается им не как конечное состояние (нечто застывшее), а как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия.
Реально действующая организация в лице человека или группы последовательно объединяет эти начала в смешанный объективно-субъективный процесс, результатом которого становится большинство существующих организаций. Поэтому, учитывая стадии возникновения, становления и развития организации, их можно объединить комплексно в виде многофакторной модели, отражающей последовательность, содержание и логику (см. рис. 2).
Любая организация, основываясь на объективной, субъективной или смешанной природе, представляющей в виде взаимодействия случайного, целенаправленного или смешанного начал, определяющих ее сущность, содержание и перспективы функционирования и развития. Особенно актуальным является представление смешанной организации как процесс или процессы, что в свою очередь, раскрывает сущность и содержание социально-экономической модели современных промышленных организаций, отражая, прогнозируя и программируя ее совершенствование и развитие.
Противоречия объективного и субъективного начала находят свое отражение в реальных хозяйственных организациях в форме противоречия между целями и функцией, целями и результатом.
Рассмотрение понятия «организация» в целом, как непосредственно связанные между собой «процесс» и «систему», позволяет раскрыть ее природу, являющейся важным исходным моментом в построении организации. Вследствие этого, можно предположить, что всякая система является результатом процесса ее организации, но далеко не всякий процесс заканчивается созданием системы. Сущность данного положения, отражает то, что организация как процесс первична, а организация как система вторична, поскольку является всегда результатом того или иного процесса организации, т.е. организация имеет процессную природу. Учитывая объективно-субъективный характер процесса, модель природы организации, позволяет соединить происхождение процессов и систем.
Рис. 3 Последовательность основных конструктивных элементов
В результате, динамическую организацию можно представить в виде определенной последовательности объединения действий, операций, стадий, этапов, фаз, циклов в общий процесс, которая изменяется во времени, и имеет смешанный характер (т.е. объективно-субъективный) (см. рис. 3). Процесс смешанной организации можно рассматривать также как последовательность установления и развития связей.
Учитывая первичность процесса деятельности, его можно рассматривать как основу формирования и развития организационной системы.
Единство организации как системы состоит, прежде всего, в ее предназначении, в котором элементам ее формирующим отведено определенное место и все они обеспечивают ее предназначение, ее функции (см. рис.1.4).
Система <—> позиция. Позиция организации является устойчивой, если изначально ее жизнедеятельность рассматривается как система, представляющая совокупность элементов, имеющие внутренние связи, или как подсистема других систем, являющихся внешними для данной организации. Неустойчивая позиция организации возникает в результате высокой степени неопределенности внешней среды.
Рис. 4 Единство организации как системы
Структура <—> функции. Функции организации, являясь отражением ее предназначения во внешней среде или во внешних системах, определяют ее внутреннюю структуру. Как только изменяются функции, сразу возникает потребность в реструктуризации или реорганизации. Это может проявляться в результате создания новых подразделений, устранения старых, ставших ненужными, укрупнения (интеграция) или дробления (дифференциация) функций, а также инвентаризации связей: подчинения, соподчинения и т.д.
Процесс <—> цели, содержания, методы. Данная взаимосвязь является исключительно важной, поскольку профессионализм и квалификация топ-менеджмента в организации зависит от степени ее понимания. В организации есть главный или базисный процесс, ориентированный на результат, его качество и количество. Его обеспечивают множество других процессов – обслуживающих. В каждом из них, закрепленным за определенным сотрудником или группой, есть в свою очередь базисный, а также обслуживающий и т.д. Профессионализм каждого сотрудника заключается в том, чтобы всегда различать базисные и обслуживающие процессы, сосредотачивать внимание на самом главном в той или иной ситуации, ориентируясь на результат, который обеспечивает процесс более высокого порядка. В некоторой степени это напоминает конвейер, где некачественное выполненная операция негативно влияет на все целое, на конечный продукт деятельности, где требуется четкость и организованность.
Персонал организации должен четко представлять, как цель его деятельности встраиваться в цели процессов более высокого уровня, и как она взаимосвязана с целями на горизонтальном уровне. С другой стороны, цели определяют процессы, а процессы определяют информацию и ресурсы. По сути дела, если мы правильно можем определить цели, то можем почти автоматически определить процессы, которые существуют для достижения целей. Если мы можем описать процессы, моделировать их, то мы можем понимать какая информация должна быть в этих процессах, кто и что должен делать в этих процессах, и как информация должна быть обработана.
Результат <—> цель, содержание, метод. Цель — субъективное представление и несет в себе элемент неопределенности. Результат, в свою очередь, это объективность и определенность. Результат достигается только в процессе функционирования организации.
Результативность процесса деятельности организации в значительной степени определяется соответствием целей, содержания, метода. Несоответствие между ними между ними создает противоречия, проблемы и конфликты. В этой связи очень важно их устранять, не допуская столкновения, которые останавливают или тормозят процесс, в результате чего могут произойти кризисные ситуации в деятельности всей организации .
Под содержанием следует понимать совокупность элементов предмета деятельности организации, ее подразделений, персонала и отдельных исполнителей, т.е. ресурсы – материальные, интеллектуальные, информационные и д.р.
Под методом понимается способ деятельности. В основе каждого из них, находятся способы мышления, общения и осознания (рефлексии). От овладения ими и от уровня развития зависит способность решать свои профессиональные проблемы: самоопределяться, подбирать нужные критерии и способы деятельности, получая запланированный результат, добиваться успеха.
Ресурс <—> результат. В процессе деятельности происходит постоянное преобразование и изменение ресурса в определенный результат. Материальный ресурс становится продуктом, обладающий новыми качествами, в соответствующей упаковке и готовый к реализации. Была проблема – появилось решение. Все это происходит в процессе деятельности организации, ее функционирования.
Основываясь на процессной природе организации ее можно представить в виде потоково-процессной модели (см. рис. 5). Данная модель в качестве приоритетного системообразующего фактора выделяет главную функцию организации – использование возможности в соответствии с занимаемой позицией для удовлетворения потребностей потребителя. Основная деятельность организации, в соответствии с приведенной моделью, представляет собой интегрированную совокупность потоков ресурсов и процессов, направленность, которой проявляется в получении результата (продукта деятельности).
Потоково-процессная модель отражает открытый характер организации. Отличительной особенностью организационных систем такого рода является обмен с окружающей средой энергией и веществом. В рамках любой открытой системы, постоянно осуществляются процессы: входные (ресурсы, информация) – трансформационные процессы – выходные (готовый продукт, услуги, информация).
Входной процесс представляет собой множество входных воздействий, которые изменяются с течением времени. Функция входных процессов – задание, по определенному правилу, в определенный момент времени, управляющих воздействий.
Трансформационный процесс – множество преобразований начального состояния и входных воздействий в выходные величины, которые изменяются с течением времени и по определенным правилам. Функция трансформационного процесса описывает преобразования в системе.
Рис. 5 Потоково-процессная модель организации
Выходной процесс включает множество выходных воздействий (реакций) на окружающую среду, которые изменяются с течением времени. Функция выходных процессов – задание, по определенному правилу, в определенные моменты времени, входных величин (реакций) системы.
Важной составляющей процесса функционирования организационных систем является процесс обратной связи. Предназначение обратной связи заключается в изменении идущего процесса. Такого рода процесс может проявляться в виде отдельного процесса, интегрированного процесса и как процесс, распределенный по времени, возвращающий выход подсистемы с высшим приоритетом (более поздний период по времени) для сравнения критерия подсистемы низшего приоритета (более раннего по времени). Обратная связь неоднородна, и может быть положительной и отрицательной. Если обратная связь усиливает результат первоначального воздействия входа, то она называется положительной (например, менеджер - клиент), если ослабляет – отрицательной (например, клиент – менеджер). Положительные обратные связи выводят организацию из состояния устойчивости, отрицательные – способствуют ее сохранению. Эти два противоположных процесса подталкивают организацию к постоянным изменениям.