После окончания общеобразовательной школы молодежь вовлекается в общественное производство разными путями.
Первый путь. Юноши и девушки поступают на предприятие (в другую организацию, учреждение), и в порядке индивидуально-бригадного ученичества и курсового обучения получают профессию и повышают свою квалификацию в ПТУ и ВУЗах.
Второй путь. После окончания школы молодежь получает производственную специальность в ПТУ и после этого идет работать на производство.
Подготовка рабочих непосредственно на производстве является наиболее эффективным видом обеспечения предприятий рабочими кадрами, ориентированный непосредственно на требования конкретного производства и осуществляется благодаря индивидуально-бригадного и курсового обучения.
Индивидуальное обучение характерно тем, что производственное обучение осуществляется непосредственно на рабочем месте: ученик закрепляется за инструктором (мастером), который ему передает необходимые навыки и знания, после чего первый получает тарифный разряд после составления тарифно-квалификационного экзамена.
Рис. 1 Система подготовки рабочих кадров
Распространен также приобрела групповая форма подготовки рабочих - или бригадное обучение. Такая форма применяется в соответствии с требованиями производства и технологии, где преобладают бригадные формы организации труда. Процедура именно такая, как и при индивидуальном обучении, но с участием не только мастера, но и всех членов бригады.
Курсовое обучение осуществляется на специальных курсах (с отрывом или без отрыва от производства), где готовятся рабочие более сложных профессий.Целью курсовой подготовки является получение работником смежных профессий.
Экономическая эффективность подготовки рабочих измеряется ростом производительности их труда, улучшением качества продукции (оказанных услуг, выполненных работ), снижением себестоимости, снижением брака подобное. Для определения эффективности сравниваются затраты на обучение и полученный результат, который должен превышать эти затраты.