Основатель социальной сети «Facebook» для многих сегодня выступает в двух противоположных образах: с одной стороны, он гениален как создатель фантастически успешного стартапа, но с другой стороны – он является одним из наиболее критикуемых специалистами управленцев.
Итак, баловень судьбы – или стратег с прекрасной интуицией? Непонятый новатор – или мистер-случайность? Новый герой бизнеса – или халиф на час? Наперед забегая, скажем: мы не знаем, мы лишь пытаемся объективно предоставить имеющиеся факты.
Капитализация «Facebook» сегодня скачет вокруг отметки в 100 миллиардов долларов (которую на данный момент эта капитализация превзошла). Стартап начинался на идее и честном слове, хотя, нередко сюда добавляют плагиат и воровство исходного кода (но данное обвинение так и осталось недоказанным). В любом случае, 20-летний студент создал детище, которое сегодня является одним из самых дорогих предприятий в мире. Мало того: в следующем году «Facebook» отметит свое десятилетие.
Многочисленные эксперты давно критиковали Марка Цукерберга как человека, который мало смыслит в управлении и попросту тормозит (и даже тянет вниз) компанию своим авторитарным подходом и отсутствием менеджерских навыков. «Такими компаниями должны управлять специалисты», - слышалось с завидной регулярностью. И когда после IPO 2012 года акции социальной сети сначала торговались на максимальной отметки, но через несколько месяцев вдвое упали в цене, критики ликовали: вот и подтверждение их слов.
Однако здесь хочется отметить всего два момента:
Был ночью бал, а на заре – в поход,
Кривой дороги глиняное месиво.
Вчера был трон, сегодня – эшафот –
Такая вот забавная профессия.
И пусть твердит какой-то идиот,
Что королям жилось легко и весело,
Вчера был трон, сегодня – эшафот –
Такая вот паскудная профессия.
«Ах, короли», А. Дербенев
Слова о королях из песни к кинофильму «Мушкетеры, 20 лет спустя» прекрасно иллюстрируют судьбы некоторых авторов удачных решений и великолепных стартапов. И даже разобьем этот отрывок на куплеты и особенно – на ключевые строчки в них.
О тех, у кого сегодня «эшафот», мы пишем в рубрике рейтингов худших топ-менеджеров года. И многие из них были отменными стартаперами – чего только стоит «Веселая Ферма» от Марка Пинкуса, - но это не мешает в итоге завалить бизнес управленческими ошибками.
Марк Цукерберг решил остаться управленцем, хотя он явно не тот человек, которого можно назвать «менеджером от бога». Не умоляя достижений Цукерберга, подчеркнем и то, что пока он отметился только одним – пусть и бесконечно правильным – решением: создать «Facebook». И главная причина ухудшений рыночных позиций социальной сети проливает свет на ее предыдущий успех. Итак, по порядку.
Вскрывшийся скандал с незаконной прослушкой со стороны Агентства национальной безопасности (АНБ) США госучреждений и политиков других стран, а также пользователей социальных сетей всей планеты, по репутации последних нанес серьезный удар. Очень серьезный. «Facebook», как и его конкуренты, потеряли в итоге в котировках.
Но! Предыдущий успех «Facebook» был очевидно на руку спецслужбам, которые получали бесценную (вернее, ценную и крайне дорогую) базу данных жителей планеты с их пристрастиями, связями, деловыми кругами общения и т.п. Отсюда простой и очевидный вывод: социальная сеть Цукерберга была столь выгодна спецслужбам, что они просто не могли оставить ее без помощи в том или ином виде, пусть даже помощь эту сам Цукерберг мог не видеть.
Для того, чтобы спецслужбы втянулись в подобное, их должно интересовать еще одно обстоятельство: управленец проекта, который они делают негласно своим «дочерним», не должен быть большим спецом. Тогда такой управленец не заметит «помощи из ниоткуда» и не заметит манипуляций, а если надо – пойдет на дно со всей доказательной базой (здесь не надо даже убивать человека – достаточно дать утонуть проекту).
А сегодня этот парень (ему только в следующем году исполнится 30) мечтает осчастливить мир абсолютным доступом к интернету для каждого. К его новой задумке – проекту Internet.org – уже привлечены такие гранды мировой IT-индустрии, как «Opera», «Qualcomm», «Samsung», «Ericsson», «Mediatek», «Nokia» и, конечно же, «Facebook». Благородная задумка, которая, если разобраться во всем, экономически указанным брендам (разве что помимо исключений) не выгодна.
Взгляните: доходы от рекламы сильно зависят от «качества пользователя». Т.е. на рекламе для пользователей из США с годовым доходом от пяти нулей после цифры заработок будет один, а на бедных индийских шудрах – совершенно другой. И крестьянские дети из деревеньки в Бангладеш в жизни не купят лицензионное ПО, им плевать (с точки зрения платежеспособного спроса) на новинки от «Samsung» и всякие модные гаджеты.
И речь не о теории заговора – речь о практике глобального управления. В конце концов, правительство США на государственном уровне помогает своим ключевым коммерческим брендам, образуя симбиоз. И потому последние тоже будут действовать в интересах правительства США. Это нормально с точки зрения управления.
Сумасшедший гений, который не вызовет подозрений в «работе на секретные службы» - вот кто такой Марк Цукерберг для масс и для самих спецслужб (и для себя самого). Он верит в свою миссию – и потому ему будет содействовать удача, четко направляемая знающей и могущественной рукой.
Баловень судьбы – или стратег с прекрасной интуицией? Непонятый новатор – или мистер-случайность? Новый герой бизнеса – или халиф на час?
У нас нет ответа на этот вопрос не потому, что мы не в курсе событий. Просто иногда ситуация оказывается слишком сложна, чтобы однозначно ответить в поставленной формулировке.
Мы изложили факты, мы высказали свою точку зрения. Ну а выводы... Делайте их сами. Хороший управленец всегда должен уметь сделать вывод, даже если вслух его озвучивать нельзя.
Андрей Сливка