В 2008 году Минсельхоз России всерьез занялся сельским хозяйством страны, запустив пятилетнюю программу субсидирования. Пока ведомство осторожно пытается демонстрировать достижения, необходимо указать и проблемы реализации программы: около 150 миллиардов рублей почти наверняка пойдут в «невозвраты» по кредитам. И данная сумма может перечеркнуть любые имевшиеся за это время плюсы. Кроме того, в своем письме к президенту страны Владимиру Путину глава Минфина Антон Силуанов четко указал: государственная поддержка не помогает кредитному учреждению, пишет издание «Ведомости». Так что на компенсацию просроченных кредитов из бюджета можно не надеяться.
Если посмотреть на цифры в соотношениях, то даже заядлые оптимисты найдут повод расстроиться: в 2008 году пятилетний план помощи аграриям вступил в силу, выделено было 200 миллиардов рублей. 150 миллиардов «плохих» кредитов составляют, как несложно подсчитать, 3/4 от общего объема средств.
Сама помощь фермерам выражалась в скидке в размере 15% как на лизинговые программы, так и на закупку сельхозтехники отечественного производства. Насколько именно данные меры помогли тому, что сельское хозяйство России сквозь кризис прошло без глобальных потерь, сказать сегодня трудно, но сам факт отметить необходимо. Валовые показатели тоже оказались в плюсе, показав положительную динамику за все 5 лет действия программы помощи.
В актив программы внести, пожалуй, стоит и инвестиционную активность бизнеса: соотношение государственных и частными кредитных средств составляет 1 к 5 при общей сумме в 2 триллиона рублей. Сегодня государственный долг в этом сегменте составляет 21 миллиард рублей, хотя полная его сумма – 34,6 миллиардов.
Россельхозбанк как аграрный государственный банк стал главным действующим лицом в вопросах льготного кредитования для фермеров. Портал «Русский финансовый гид» сообщал ранее, что данный госбанк будет разделен на две структуры: институт развития сельского хозяйства и коммерческий банк. Говорили о подобном многие, но разделения нет и сегодня. Мало того: даже разговоры о подобном стихают.
Российский аграрный сектор все еще находится в затруднительном положении, ведь действующие программы помощи трудно сопоставить с теми, которые действуют в Евросоюзе или в Белоруссии. Нарекания фермеров вызывают и механизмы решения вопросов, когда нецелевые затраты бюджета и абсолютная непрозрачность процесса помощи сводит на «нет» эффективность, позволяя чиновникам все равно упрямо повторять: «Но на вас же потратили деньги». Мы уже писали на примере молочной отрасли, что непрозрачная помощь на фоне слабого регулирования стандартов качества может превратиться в чистой воды коррупцию, негативно отражаясь и на покупателях, и на добросовестных производителях. Вряд ли стоит думать, что ситуация с молоком –исключение, а не избитое правило.
Прекратить субсидировать кредитные программы аграрного направления государство сейчас не может, но ресурсы Россельхозбанка тоже исчерпаны. Чтобы оставить без изменений факт помощи, необходимо коренным образом менять механизмы реализации.
Правительство же, скорее всего, формально сочтет итоги пятилетки субсидий успешными, хотя хочется верить пусть и в минимальные, но критические выводы по ряду моментов. Потому что без реальной, обдуманной корректировки действий мы и дальше будем видеть картину с потерей до 3/4 выделяемых из бюджета средств.
Главные изменения для России могут начаться не из-за принципиальной позиции чиновников, которые «вдруг» повернутся к АПК лицом. Скорее, успех и конкурентное давление со стороны ЕС (да и Белоруссии) вынудит защищать остатки собственной конкурентоспособности. Да и Киев, активно сдающий страну китайским инвесторам, практически отдал Поднебесной свой аграрный сектор в обмен на кредиты. Если китайцы получат к украинским черноземам желаемый ими уровень доступа, то для России это будет означать молниеносное появление прямо под боком крайне сильного и жесткого конкурента.
Но самое главное – хуже в сельском хозяйстве не будет. Во-первых, действительно почти некуда, а, во-вторых, общеэкономическая стагнация насильственно переориентирует сюда ресурсы бизнеса, теряющего интерес к иным производственным отраслям.
Андрей Сливка