В Москве запросто можно найти аренду ледяных арен для хоккейных команд по 15 тысяч рублей в час. Ближе к Рублевке цены растут и могут составлять до 20 тысяч рублей за такое же время. Цена – приемлемая по мировым стандартам, однако она не идет ни в какое сравнение с таксой, установленной для национальной хоккейной команды России в Сочи – 1 миллион рублей в час.
Признаемся, что когда подобная информация прозвучала впервые, многие, включая нас, однозначно сделали вывод, что это не более, чем утка. Но заслуженный тренер России по хоккею Сергей Наильевич Гимаев информацию подтвердил, сославшись на Федерацию хоккея Москвы.
Вариантов для происходящего может быть только два: либо чиновники воруют открыто и не стесняясь у всех на глазах, либо действительно себестоимость арены в Сочи столь высока. И совершенно не важно, какая версия (или их комбинация) окажется правильной. Важно то, что с таким подходом Олимпиада в Сочи превращается в бомбу замедленного действия для страны.
Каждая из стран, принимающих у себя значительные спортивные события и уж тем более Олимпийские игры, действует предельно просто: вначале аккумулируются средства, чтобы создать нечто такое, что останется как национальное достояние и другим поколениям. Именно так Франция в свое время заполучила Эйфелеву башню, Южная Африка, принимавшая Чемпионат мира по футболу 2010 года – мощную инфраструктуру. Все это – большой плюс, который в будущем приносит прибыль, окупая все затраты.
Просто потратить деньги, но взамен не получить ничего, что приносило бы прибыль – это уже крупный минус. Если деньги потрачены, но возведено ничего толкового не было в принципе (не только того, что принесло бы прямую прибыль) – это минус альтернативный. Но есть и еще более уникальный случай, когда объекты-то созданы, но вместо прибыли они будут постоянно тянуть огромные денежные средства на свое содержание. Это – второй минус. Вместо одного-единственного плюса мы получаем два жирных минуса.
И действительно: стадион, аренда часа которого обходится так же, как 2-3 суток беспрерывной аренды арены в совсем не дешевой Москве – это только один из показательных примеров. А ведь есть еще достаточное количество как тех объектов, которые просто потребуют денег на содержание, так и тех, которые «строились на века», но пришли в негодность задолго до Олимпийских игр. Хотите примеры? Пожалуйста!
На официальном сайте Олимпстроя находим такую информацию: «Лот № 15-СМР/У «Инженерная защита территории Имеретинской низменности, включая берегоукрепление (проектные и изыскательские работы, строительство)» (1-й этап: инженерная защита Имеретинской низменности)».
На все про все из государственного бюджета выделяют (и осваивают) 2,5 миллиардов рублей. Буронабивные сваи, гравиевая насыпь и бетонные плиты – для защиты побережья Имеретинской низменности на столь внушительные деньги было сделано именно это, информация – опять-таки с сайта Олимпстроя. И что мы имеем по итогу? 23-24 марта в Сочи пришли непогода и шторм: порывистый ветер местами достигал 15-20 метров в секунду, шестибалльное волнение моря давало волны до 4 метров высотой. Это, конечно, сильно, но совсем не настолько, чтобы говорить о «катастрофической стихии». Но что произошло с берегоукреплением, призванным защищать низменность от подобного?
Фотограф ил Адлера Олег Смеречинский в своем персональном блоге опубликовал красноречивые фото практически полностью разрушенного детища Олимпстроя. 2,5 миллиарда рублей попросту смыло морем. И спросить не с кого.
А в это время местное население активно берет кредиты, пытаясь успеть создать свой бизнес к «празднику». И если праздника не случится, если западные гости не рискнут идти на те безумные траты, которых от них ждут, то проблемы по цепочки достанут всех: и тех, кто кредиты столь смело брал, и тех, кто их столь щедро выдавал, и всю банковскую систему, и экономику всей страны.
На этом фоне почти анекдотом звучит новость, что «Россия закупит для Олимпиады снег в Израиле». На самом деле закуплены будут только снегогенерирующие машины, способные обеспечить искусственным снегом территории с теплым климатом. Однако это уже звучит, как диагноз: северная страна, в которой снег каждую зиму становится головной болью ряда регионов, вынуждена будет посреди зимы тратить немалые средства на генерацию этого же снега...
В социальных сетях даже гуляет название суммы денег, потраченных на подготовку к Олимпиаде: 1 олимпиард рублей. И даже есть попытки нарисовать данную «купюру». Это говорит о том, что все происходящее напоминает фарс, только очень дорогой и грустный.
Олимпиада в Сочи вполне может стать даже не разочарованием, а причиной возможного кризиса в экономике России. Госбанки обременены непрофильными активами, в которые придется и дальше вкладывать. Коммерческие банки могут столкнуться с кризисом невозвратов, который усилит общую тенденцию проблем с беззалоговыми кредитами. Инвесторы окончательно разочаруются в России как в стране, неспособной зарабатывать ни на чем, кроме как на добыче энергоресурсов, в то время как данная сфера уже разделена и жестко закреплена между владельцами.
Самая дорогая Олимпиада в истории может преподнести много сюрпризов. И, к сожалению, почти все они рискуют получить негативный окрас.
Андрей Сливка