Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Заснеженные углеводороды: Россия нацелена на Арктику



В мире сегодня остается единственное место, где существуют огромные залежи нефти и газа, которые не освоены. Речь идет об Арктике, и именно она становится стратегической целью для России на ближайшие годы.

Нефтяная арктическая армия

На расширенном заседании коллегии Минобороны 10 декабря 2013 года Владимир Путин потребовал от ведомства уже до конца года следующего завершить создание специальной инфраструктуры в Арктике и сформировать необходимые для действий в регионе войска. Затраты на все это почти наверняка станут секретной информацией, однако речь идет как минимум о нескольких десятках миллиардов рублей.

В арктической зоне у России когда-то был действующий аэродром, восстановлением которого должно в ближайшее время заняться Минобороны, пишет Газета.Ru. Отдельно российский президент на заседании высказался о военной базе на Новосибирских островах: по словам Владимира Путина, ее восстановление вернет России контроль над всей Арктикой. Уже сейчас восстанавливают и ремонтируют порт и многочисленные аэродромы рядом: до конца 2014 года последних должно действовать около десятка.

Неизвестно пока, будут ли арктические войска формироваться с перебрасыванием сюда военных из других сфер, либо же речь идет о принципиально новом роде войск (с соответствующим расширением состава вооруженных сил в целом). Первый вариант кажется реальнее, ведь перед Россией стоит задача сокращения численности своих войск и офицерского состава, так что две проблемы могут иметь единое решение.

О силах, которые задействуют здесь военные, можно судить со слов министра обороны Сергея Шойгу, сказанных им во время расширенного заседания. Одна подводная лодка, 56 самолетов, 122 вертолета и 6 катеров и кораблей появятся у российской армии уже в этом году, самое современное оружие вполне может отправиться в Арктику. Подлодка стратегического назначения «Александр Невский» тоже будет находится там на боевом дежурстве, если сама подлодка успешно пройдет в ближайшее время все испытания.

Не все решат военные

24 и 25 сентября 2013 в Салихарде (Ямало-Ненецкий АО) прошел Третий Международный арктический форум «Арктика – территория диалога». На нем было уделено особое внимание экологическим вопросам, игнорирование которых невозможно далеко не только из гуманных соображений. Гринпис, всегда выступавший орудием нефтяников против атомщиков, отныне находится в крайне плохих отношениях с Газпромом. Ну а атака Гринписа (идеологическая, а не боевая, конечно же) в мировых масштабах вполне способна отразится не просто на бюджете газовой монополии, а на бюджете всей России.

Владимир Путин на форуме высказывался больше о геополитике, но вопрос экологии тоже затронул. Российский президент сказал, что не верит в большинство «мрачных футуристических сценариев», которые, по его мнению, призваны сталкивать лбами конкурирующие за Арктический шельф государства.

В Москве, безусловно, помнят и о тех подводных лодках, которые еще во времена СССР в арктических водах затопили. Атомные двигатели являются угрозой экологии до сих пор, да и других ядерных отходов при Союзе здесь разбросали немало. Если Россия намерена взяться за контроль над местным шельфом, то ей не уйти от обязательств по очистке территории от ядерных отходов.

А стоит ли игра свеч?

Пока все говорит о том, что даже если Россия геополитический спор за Арктику выиграет (что является отдельной темой), то затраты на освоение потребуются фантастические. Но на что может страна рассчитывать взамен, какой потенциал углеводородов таит в себе эта ледяная земля?

Американское управление энергетической информации приводит здесь свои оценочные цифры, которые пока остаются наиболее полными: арктический шельф может содержать до 22% общемировых нефтяных запасов, что в абсолютном выражении составляет до 58 млрд тонн нефтяного эквивалента. Российский сектор Северного Ледовитого океана включает в себя львиную долю этих богатств, 78% которых представлены не нефтью, а газом.

В плане рыбной добычи арктические воды для России сегодня – как СССР для суши планеты вчера: та же самая 1/6 часть. Да и Арктический морской путь, который всеми силами страна сегодня развивает, также в общую «арктическую концепцию» прекрасно впишется.

Эта игра стоит свеч – здесь двух мнений быть не может.

А как же конкуренты?

Да, действительно – это еще тот вопрос… надеяться, что остальные мировые державы, имеющие выход к Арктике, позволят «продавить» себя – нонсенс. Канада, США и даже Китай – вот только «ударная сила» для спора. Если допустить, что Россия каким-то образом (который мы пока даже теоретически не можем представить) захватит доминирование, то остающиеся за бортом вполне будут способны образовать коалицию по принципу «лучше меньше, но гарантировано».

Весьма похоже, что разменной монетой для арктической экспансии для России станет Украина: во-первых, фактически начавшаяся здесь революция затрагивает интересы Москвы и Запада. Кремль хотел бы выиграть данный спор, но эта задача кажется невыполнимой, а подтолкнуть Украину к гражданской войне, насолив Европе и США – уж больно дорогое удовольствие. Если вопрос Арктики станет ребром – политически Владимир Путин будет готов тут же принести в жертву планы на Украину как плату за усиление позиций в новом направлении.

Во-вторых, Украина – это амбициозная цель, затраты на которую пока не по карману Кремлю. Экономика России сегодня буксует и пятится в сторону кризиса, на подготовку в Арктике потребуются уже в скором времени десятки миллиардов в лучшем случае рублей, а то и долларов. И затраты эти – не на один раз.

Россия вынуждена будет экономически и политически мобилизоваться, готовясь к переговорам, геополитическим сделкам и сложностям. Вкладывать деньги придется уже сейчас, в то время как ждать окончательной победы, скорее всего, придется годами. Как раз время сбрасывать экономический балласт, пересмотрев свое целеполагание.

Ну и о сроках

Сегодня никто не может сказать, когда и кто начнет практическое освоение углеводородных залежей Арктики. Желающие действуют через ООН, пытаются договариваться с потенциальными союзниками, могут торговаться между собой. Заблокировать любое решение легче, чем принять, что позволяет проигрывающим сторонам вести своеобразный клинч.

За пятилетний срок все вполне может проясниться, проясниться настолько, что будут начаты практически работы по строительству добывающих станций и требуемой инфраструктуры. А это – еще несколько лет работы. Т.е. даже при идеальных (для победителя) раскладах освоение гигантских запасов арктических углеводородов начнется не раньше, чем через 10 лет.

Андрей Сливка