Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва-Казань формально все еще числится в списке приоритетных проектов национального масштаба, однако о том, чтобы построить объект к Чемпионату мира по футболу 2018 года уже речь не идет. Издание Газета.Ru весьма детально разобрало данный вопрос и попыталось найти причины происходящего.
В ноябре прошлого года мы уже затрагивали тему возможного финансирования за счет средств Федерального накопительного фонда (ФНБ) нескольких масштабных проектов, включая ВСМ. Ссылаясь на слова Владимира Путина, указывали и сумму, планируемую к выделению из ФНБ на ВСМ: 150 миллиардов рублей. Заказчиками же, напомним, выступают «Российские железные дороги» и «Росавтодор».
На тот момент о возможных сложностях с реализацией проекта заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Президент к словам чиновника прислушался, к тому же говорилось и об альтернативе – создании и улучшении Московского авиаузла. Но позже уже глава РЖД Владимир Якунин успешно для себя переубедил Владимира Путина в целесообразности сохранить приоритет именно на ВСМ.
И все же сейчас источники Газеты.Ru в Кремле утверждают: не хватает гарантированных источников финансирования где-то на 300 миллиардов рублей. РЖД своими средствами перекрыть такую финансовую дыру не может, а ждать привлечения внебюджетных ресурсов в подобных объемах можно слишком долго.
На фоне таких обстоятельств о планах успеть к проведению ЧМ-2018 по футболу разговоры прекращены: цели сдвигаются на сдачу объекта к 2020 году. Хотя, если объективно взглянуть на картину, то после ЧМ-2018 такая острая потребность в дорогом и масштабном транспортном проекте очень значительно сократится.
Кстати, в Минэкономразвития давали команду ведомствам предлагать свои альтернативы для осваивания 150 миллиардов рублей из ФНБ, предназначенных на ВСМ. Предложения были, но в то же время многое указывало, что они выглядели сыровато и даже несколько формальными. Иначе зачем же глава Минтранса Сергей Соколов сразу после передачи на рассмотрения проекта своего ведомства публично заявил: «Высокоскоростная магистраль Москва-Казань была и остается приоритетом среди всех проектов».
Сейчас точно известно, что после ноябрьских споров прошлого года проект ВСМ серьезно перерабатывался. В текущем виде инвестроект предусматривает разбивку на 4 участка строительства, первый из которых должен начать строиться за деньги правительства и РЖД. «Железнодорожники» должны будут профинансировать 384,1 миллиард рублей, в то время как на инвесторов возложена задача выделить оставшиеся 684,4 миллиарда. Общая стоимость проекта, таким образом, составит свыше триллиона рублей, а правильность подготовки инвестмодели проверяли с помощью независимого аудита от PricewaterhouseCoopers.
Но откуда у РЖД такие деньги? А их в полном объеме и не надо: структура обязана предоставить лишь 31 миллиард рублей, т.е. менее 10% от указанной в обязательствах суммы, в то время как остальное профинансирует правительство. Точнее, должно профинансировать. Еще точнее - обещало.
И здесь – первая важная ремарка оптимизации: 139 миллиардов припадает на Пенсионный фонд, который должен выпустить облигации, предназначенные для покупки Внешэкономбанком с базовой доходностью «инфляция +1%». Схема государственных финансов весьма интересная, согласитесь.
С 2019 до 2030 года бюджет, согласно последнему виду инвестмодели, может рассчитывать на 1,5 триллиона рублей только прямых налоговых отчислений при 6,85 триллионах рублей прогнозируемого прироста ВВП в ценах на январь 2014 года. Выглядит весьма перспективно, но...
Но почему в обновленном проекте фигурирует как начало 2019 год, если уже стало ясно, что проекта до 2020 года точно не будет? И надо помнить: запуск проекта до Чемпионата Мира по футболу и после него – слишком уж большая разница, складывающаяся не в пользу самой ВСМ.
Решение окончательно не принято – и это факт. В то же время правительство поставлено перед крайне неудобным, хоть и ставшим привычным выбором: отказаться от реализации амбициозных планов означает обречь себя на международные имиджевые потери и на признание «напрасными затратами» немалых средств и времени на разработку и подготовку проекта. Но если «впрягаться» в строительство, то надо думать, откуда привлечь столь значительные суммы и как выкручиваться, если к 2018 году, из-за которого изначально все затеивалось, никакой магистрали быть не может в принципе.
Решение здесь уже не только экономическое – во многом оно становится политическим. Долго думать не выйдет: каждый день таких раздумий будет демонстрировать неуверенность, ослабляя шансы на привлечение к реализации частных инвесторов. Последние уже наверняка делают выводы: то, что согласились перенести на 2020 год, вполне могут согласиться перенести и на куда более поздние сроки. А там, как говорится в старой сказке, не то ишак сдохнет, не то шах помрет.
Да и вызывает опасения тот факт, что строить ВСМ хотят на пенсионные средства. Ставить в зависимость выплаты пенсий в стране от реализации смелого, но достаточно спорного проекта... не слишком ли рискованно?
Андрей Сливка