Управление – это такая универсальная категория, которая одинаково важна и в бизнесе, и в среде военных, и даже (а то и тем более) в криминальном мире. Директор, генерал и вор в законе – везде свои функции и полномочия, названия и статусы, но ключевой смысл от этого меняется мало.
Воры в законе – это как генералитет в армии или топ-менеджмент деловой сферы. Т.е. речь совсем необязательно идет о главнокомандующем, генеральном директоре и т.п. Воров в законе проще сравнить с советом директоров, однако с одной важной оговоркой: если директора могут функционально различаться (по развитию, по маркетингу, по производству и т.п.), то «законники» формально «все равны, как на подбор».
И вот здесь у человека, не являющегося большим профи в вопросах воровского менеджмента, возникнет вопрос: если все равны по своим полномочиям, то почему же тогда говорят о лидерах группировок и о преемниках, как это происходит в случае с убитым Асланом Усояном (больше известном по воровской кличке Дед Хасан)?
Во-первых, на фоне «общеворовского равенства» часто практикуется «распределение сфер ответственности», носящее в основном временный характер и действующее в рамках того или иного «дела». Т.е. «директором направления» каждый раз может становиться кто-то другой. А вот что у «законников» постоянно – это вверенная им территория. Так что говорить здесь можно о «региональных менеджерах».
Во-вторых, если есть группировка, то должен быть вожак. Воровскую группировку, что естественно, возглавляет криминальный авторитет – вор в законе, коим и являлся Дед Хасан. «Уволить» главу клана нельзя: он как управленец и собственник без права продажи в одном лице. А вот в случае смерти действующего главы (как правило, это бывает все же гибель) или его добровольного отхода от дел в силу возраста «сходка» воров в законе определяет того, кто достоит занять вакантное место. И даже если бывший глава добровольно отходит на покой, он может лишь рекомендовать своего приемника.
Те, кто знаком с классическим управлением, знают, что первые замы отходящего от дел директора – это ключевые претенденты на его пост. В воровском мире все происходит аналогично. При этом «мерилом» профпригодности кандидата является его авторитетность, определяют которую не только «ходки» и «опыт работы», но и наличие контактов в самых разных сферах: от воров до, порой, даже спецслужб (конечно, все должно оставаться в рамках «воровских законов»).
Фильм «Крестный отец» до сих пор воспринимается многими как отличный видеокурс для топ-менеджеров. И это не случайно: чем жестче правила игры для управленца, тем нагляднее те или иные ошибки, тем яснее смысл тех или иных правильных решений. В криминальном мире нет «золотых парашютов», а «увольнения» выглядят совсем иначе, чем в обычном бизнесе. Поэтому анализировать тоже становится несколько проще, нагляднее.
Андрей Сливка