Автор(ы): Пыжинский Я.И., Брустинов Д.В., Нафиев В.Е.
Информационная система, которая осуществляет процесс поддержки принятия решений менеджерами, должна обеспечить реализацию целей их деятельности. Одной из наиболее распространенных форм реализации является система взаимосвязанных и взаимодействующих АРМ, в том числе руководителя и исполнителя. Руководителю нужна обобщенная, достоверная и полная информация, которая дает возможность принимать правильные решения, а также средства анализа и планирование разных сфер деятельности хозяйственного субъекта. К этим средствам относятся следующие методы: экономико-математические, моделирования, анализа разных сфер деятельности, статистические, прогнозирования, а также технолого-обеспечивающие - табличные, графические и текстовые процессоры, электронная почта, система управления базами данных (табл.1).
Таблица 1. Базы данных предприятия
Внешние базы данных | Внутренние базы данных |
Нормативно-законодательная | Общие сведения об организации |
Предприятия - конкуренты | Информация о финансово-экономической деятельности |
Отраслевые научные организации | Кадровая политика и система повышения квалификации |
Рынки сбыта продукции | Формы отчетности |
Макроэкономические показатели национальной экономики | Внутренняя нормативная документация |
Предприятия-подрядчики | Собственные научно-исследовательские работы |
Организации и специалисты по экспертизе инновационных проектов | Контракты |
Высшие учебные заведения и другие научные организации | Технико-технологическое обеспечение процессов управления |
Региональные торгово-промышленные палаты | Документооборот |
Отраслевые показатели экономической эффективности | Международные связи |
Специалисту-исполнителю необходим удобный инструментарий для обеспечения профессиональной деятельности в конкретной области, которая определяется применяемыми в данной сфере технологиями и разделением обязанностей между управленческими работниками. АРМ данного уровня характеризуется включением в программные продукты функциональных и обеспечивающих технологий, которые позволяют использовать специалиста невысокой квалификации, поскольку его действия носят декларативный, а не процедурный характер и глубоких знаний существующих технологии от него не требуется, т.к. они заложены в АРМ разработчиками программного обеспечения.
Организационная работа работников должна ориентироваться на использование развитых информационных технологий и специализированного прикладного программного обеспечения – для каждой функциональной задачи существует специальное программное обеспечение (табл.2). Программный продукт BEST, сокращенно от "Business Environment Strategic Toolkit" (стратегический инструмент бизнеса), - это компьютерная программа для поддержки стратегических решений менеджеров, ориентированная на использование в условиях рыночной экономики и концепцию прибыли. В программе используется набор оригинальных экономических индикаторов для измерения эффективности производства. Программа разрешает преобразовать стратегические цели конкретной фирмы в набор последовательных мероприятий и шагов для обеспечения эффективности бизнеса.
В программе BEST определенным образом объединены различные количественные данные. Добавленная стоимость, производственные затраты, цена реализации и прибыль увязаны с такими качественными параметрами, как степень удовлетворенности потребителей, затраты на обеспечение качества продукции и охрану окружающей среды. Наиболее значимыми для менеджеров являются показатели конкурентоспособности, степени удовлетворенности потребителей и отдачи от продукции разных типов, которые сложно или невозможно получить при использовании традиционных методов.
При использовании BEST анализируются доступные на любом предприятии данные, которые в большинстве случаев специально не собирают и не изучают. Использование программы дает пользователю возможность понять, как развивать высокоэффективное производство, как правильно ставить конечные цели, оценивать производство и управлять им, решать проблемы взаимозависимости решений. BEST автоматически рассчитывает размеры индикаторов и выдает результаты в реальном времени в разных графических формах, которые выбираются пользователем в зависимости от его вкусов.
Комплексная система «Парус-Предприятие» предназначена для автоматизации управления, финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского, налогового и управленческого учета на средних и больших предприятиях. Программа включает все разделы учета от подготовки первичных документов до формирования внутренних и внешних отчетов по финансово – хозяйственной деятельности за определенный отчетный период.
Таблица 2. Среда реализации управленческих задач
АРМ руководителя предприятия | АРМ менеджера-исполнителя | ||
Управленческая задача | Программное и информационное обеспечение | Управленческая задача | Программное и информационное обеспечение |
Классификация экономической информации | Электронный справочник (общегосударственный классификатор управленческой документации, общегосударственный классификатор форм собственности и организационно-правовых форм, общегосударственный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) | Бухгалтерский и управленческий учет | 1С: Предприятие 7.7 (типовая конфигурация Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата и Кадры), Парус: Бухгалтерия |
Финансовый анализ, бизнес-планирование | Microsoft Office (MC Excel), MathCADPlus, Microsoft Project, Project Expert 7.0, КС «Галактика» | Управленческий учет | «1С: Предприятие 8.0 Управленческий учет, «Парус - Предприятие 8.0», «Парус - Маркетинг и менеджмент» |
Системы поддержки и принятия управленческих решений | BEST (Business Environment Strategic Toolkit), Симплан, Прожектор, Marketing Express, IFPS (Interactive Financial Planning System) | Анализ хозяйственной и финансовой деятельности | КС «Галактика», Miracle V |
Экспертные системы | ХСОМ, PSY | Инвестиционный и проектный анализ, стратегическая оценка бизнеса | Microsoft Project, Project Expert 7.0, Primavera Project Planner, Альт, Инвестор |
Системы электронной переписки и рассылки | Microsoft Office (MS Outlook), The Bat! | Планирование материальных и производственных ресурсов предприятия | MRP (Material Requirements Planning), MRP II (Manufacturing Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), ERP (Enterprise Resource Planning) |
← | 2 | → |
1 | 3 4 |