Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Автор(ы): Чуева О.

«Одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... в конечном итоге, коммуникации важнее всего... эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или, по крайней мере, определить степень успеха».
Т. А. Мерфи, бывший председатель правления компании «General Motors»

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. Важным фактором успешности современного управленца является постоянное совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков, без которых сложно быть квалифицированным специалистом, ориентирующимся в постоянно меняющемся окружающем мире и способным адаптироваться к новым требованиям.

Поскольку коммуникации рассматриваются как решающий фактор успеха, многие организации ведут подготовку своих сотрудников, чтобы сделать их более грамотными в общении, коммуникабельными людьми. Каждый человек уникален. Именно поэтому тренинг является необходимой составляющей системы внутрифирменной подготовки и внутрифирменного образования.

Анализ публикаций

Сегодня существуют исследования, которые посвящены отдельным проблемам, касающимся процессов коммуникации и информация на предприятии. Изучение данных вопросов нашли отражение в работах зарубежных авторов: Р. Бландела, Д. Бенуа, М. Кеннета; и отечественных авторов: В.И. Мухина, А.П.Панфилова, А.С. Прутченкова.

Цель статьи показать важность проведения тренингов на предприятии, способствующих улучшению межличностных коммуникаций в рабочем коллективе; их целесообразность, высокую эффективность в повышении результатов деятельности предприятия.

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Важным фактором успешности современного управленца является постоянное совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков, без которых сложно быть квалифицированным специалистом, ориентирующимся в постоянно меняющемся окружающем мире и способным адаптироваться к новым требованиям.

Новая экономика диктует свои условия. Возрастает роль процессов общения, коммуникации в жизни человека.

Независимо от типа организации, деятельность по обмену информацией имеет большое значение.

Общение – это межличностное взаимодействие, социально обусловленный процесс обмена чувствами и мыслями между людьми в различных сферах их трудовой и творческой деятельности, которое реализуется главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. А коммуникации (лат. communicatio - сообщение, передача) — информационный обмен, процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении. Это общение людей, отношения между ними в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Существует два аспекта коммуникаций – информационный и личностный. Первый характеризует процессы движения информации, второй – взаимодействия личностей. Эти аспекта теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводятся, потому что коммуникации строятся не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.

Понятие «Коммуникация» соединяет в себе три аспекта совместной деятельности людей: движение информации, процесс управления и отношение индивидуума к цели управления и управленческим решениям.

Для того чтобы достигнуть целей, поставленных руководством организации, необходим эффективный обмен информацией. Предприятие не сможет функционировать, если его работники не будут обмениваться информацией.

Коммуникация – это связующий процесс, необходимый для реализации управленческих функций. Своевременность их реализации зависит от способности руководителя осуществить сбор, анализ, интерпретацию и передачу информации в подходящий момент; решить, какая информация ему нужна и когда.

Кроме этого, хороший руководитель должен еще уметь прогнозировать потребность в информации, уметь правильно определять те ее виды, которые помогут в решении проблемы, степень ее надежности, достоверности и потенциальную ценность различных видов информации.

Ценность информации определяется теми действиями, которые предпринимаются менеджментом в результате использования этой информации. Поэтому необходимо знать задачи и функции менеджмента, чтобы отбирать именно нужную и полезную информацию.

Функции менеджмента следующие: планирование, принятие решения, организация и координирование, управление, мотивирование и контроль. Функции, интересующие разных менеджеров – разные, в зависимости от уровня, который менеджер занимает в организации. Поэтому и информация для каждого уровня различна.

Коммуникации на предприятии это:

  1. Коммуникации между организацией и ее средой.
  2. Внутриорганизационные коммуникации:
    • коммуникации между уровнями и подразделениями:
      • нисходящий уровень вертикальных коммуникаций;
      • восходящий уровень вертикальных коммуникаций;
    • коммуникации между подразделениями (коммуникации по горизонтали);
    • коммуникации между руководителем и подчиненным;
    • коммуникации между работниками (формальные и неформальные) или межличностные коммуникации.
1
  2 3