Автор(ы): Чуева О.
Занятия могут моделировать как совещание или деловую беседу, презентацию или торги, так и свободно развивающееся деловое общение – диалог между участниками.
Тренинг может состоять из следующих блоков:
Интерактивные технологии ситуационного характера позволяют работникам посмотреть на себя как бы со стороны, увидеть других, результаты деловой коммуникации. Критический анализ итогов под руководством профессионала по управлению человеческими ресурсами позволяет отметить конструктивный и деструктивный потенциал общения и разработать программы самокоррекции.
Как показывает опыт, наиболее склонные к творчеству участники, как правило, предпочитают анализировать те ситуации, которые предполагают многоальтернативность решений – управленческих, психологических, экономических, этических. Целью описанных технологий игрового обучения является, прежде всего развитие коммуникативной компетентности, поведения, адекватного конкретной ситуации и конструктивного делового взаимодействия.
Для взаимной адаптации работников и коррекции их отрицательных качеств (например, неэффективного слушания, вспыльчивости, нетерпимости, повышенной чувствительности и др.) рекомендуется использовать разнообразные тренинги: управленческие, коммуникативные, тренинг сензитивности (восприимчивости) и другие.
Тренинг позволяет с помощью интерактивных технологий выявлять потенциал работников, осуществлять мотивацию на освоение новых приёмов и стратегий поведения. Затем, используя разнообразные варианты, осваивать коммуникативные управленческие умения и навыки. И уже на выходе снова замерять потенциал каждого участника тренинговых технологий. Именно тренинг, многократно повторяемый, с использованием нового содержания, позволяет развить у работников умение презентовать информацию, устанавливать эффективный контакт с разными партнёрами, слушать и задавать вопросы, формулировать ожидаемые ответы, концентрировать внимание на информации, добиваться взаимопонимания. Тренинг позволяет расширить коммуникативный потенциал его участников как вербальный (умение говорить и слушать), так и невербальный – то есть «считывание» сигналов тела: мимику, жесты, позы, а также грамотно интерпретировать интонационные сигналы.
Во время тренинга происходит освоение правил расположения участников общения в пространственной среде (например, люди учатся определять более позиции за столом переговоров, которые соответствуют намерениям партнеров и форме делового взаимодействия).
Для достижения таких результатов можно использовать как широко известные тренинги: «Разведка», «Переговоры» (В.Тарасова), «Мафия» (О. Здановского), так и разработанные в последние годы, например, «Роковой гипнотизёр», «Мозговая атака», «Самопрезентация»; а также тренинговые упражнения на умение спорить, вести свою линию, захватывать в разговоре инициативу, слушать партнёра, устанавливать обратную связь.
Особенно эффективен коммуникативный тренинг по развитию навыков делового общения, который позволяет достичь эффективных результатов в формировании умений нормированной коммуникации, то есть общения по заданным правилам, которое опирается на перспективную стратегию взаимодействия.
Происходит обучение конструктивным технологиям дискуссионного общения, полемике, критике, умению презентовать информацию; осваиваются разные возможности представления информации слушателям (сообщение, рассказ или речь).
Кроме того, каждый участник игры овладевает навыками оперирования коммуникативными конструкциями (такими как реплика, суждение, мнение, комментарий, резюме, критическое высказывание, комплимент и т.д.).
Участники тренинга учатся также осуществлять объективную экспертизу соответствия видов информации сформулированным намерениям и ожиданиям. Для этого они исполняют по очереди различные роли, разрабатывают критерии оценивания действий участников игры, этические нормы взаимоотношений в группе.
Таким образом, использование разнообразных интерактивных технологий позволяют выстроить механизм, с помощью которого достаточно легко и с небольшими временными затратами происходит освоение работниками не только коммуникативной компетентности, но и обучение групповому взаимодействию, а через него – приобщение всех к принятию решений, к соучастию в процессе управления предприятием.
Выводы
Принимая участие в играх и тренингах, работники организации обнаруживают большие инновационные возможности, позволяющие осваивать конструктивный коммуникативный опыт и выявлять многочисленные обратные связи, влияющие на процесс управления.
У работников вырабатываются не только умения и навыки коммуникативного и управленческого характера, но и создаётся психологическая готовность к групповому взаимодействию на основе индивидуального творчества, инициативы, генерирования идей и обсуждения их для достижения компромиссов и консенсуса.
Процесс приобретения коммуникативного опыта является необходимым для совершенствования и развития компетентности в общении. Это ведет к повышению эффективности труда каждого конкретного работника и к эффективной работе предприятия в целом.
← | 3 | |
1 2 |