Автор(ы): Василенко В. А.
Менеджеров, ответственных за выполнение прямых производственных воздействий на исполнителей относят к низшему звену управления. Они руководят повседневной производственной работой в своих коллективах и участвуют в решении возникающих проблем оперативного характера. К ним можно отнести мастеров, менеджеров гостиниц, руководителей небольших филиалов, отделений, фирм, у которых нет в подчинении других менеджеров.
Менеджеры среднего звена, или, как их еще называют "менеджеры менеджеров" занимаются направлением деятельности управленцев нижнего звена в русло политики компании. Они проверяют достижение подчиненными поставленных целей, постоянно держат руку на пульсе событий и, в зависимости от ситуации, обеспечивают своим сотрудникам поддержку или оказывают на них давление.
Именно они доводят до управленцев низшего звена ожидания руководства, а до менеджмента высшего звена – информацию о реальном положении дел в компании.
Высшие менеджеры – это относительно небольшая группа индивидов, несущих ответственность за общее управление и деятельность организации. Эти менеджеры являются специалистами высочайшего класса, которые определяют политику корпорации, принимая стратегические решения, и несут ответственность за координацию отношений с представителями и институтами внешнего мира, такими как акционеры, средства массовой информации, органы государственной власти.
Они должны иметь полную информацию о состоянии дел в организации и направлять основные усилия на определение перспектив ее развития или взаимодействия с внешними агентами. Выполнение прямых обязанностей такими менеджерами связано с руководством среднего звена и занимает, как правило, мало времени (исключение составляют небольшие фирмы, где руководители вовлечены в производственный процесс).
Обычно в управленческой деятельности на корпоративном уровне решаются три взаимосвязанных блока проблем, носящих общий совокупный или интегральный характер, каждый из которых имеет достаточно широкий диапазон действий: стратегический, инновационный, оперативный. При этом под оперативным подразумевается производственная деятельность организации, направленная на текущее решение вопросов функционирования и развития фирмы на основе годовых (текущих) и оперативных планов руководства.
Каждый из блоков решается с помощью своих подходов и приемов менеджмента, носящих соответствующее название и, которые базируются на общей платформе – основах менеджмента.
Организации различных типов нуждаются и в разных формах менеджмента. Менеджмент создает организации и является их продуктом. Он воплощается в процедурах и деятельности человека по различным направлениям функционирования и развития организации.
Ожидания потребителей и жесткость конкурентной борьбы постоянно возрастают, что требует совершенствования менеджмента для компаний, стремящихся к успеху. Именно воздействие внешней среды сегодня определяет степень выживаемости тех или иных предприятий. Если фирма не в состоянии противостоять негативным воздействиям окружающей среды, не проявляет гибкость и не имеет соответствующий "запас прочности", то она обречена на гибель.
Сегодня жизнь предъявила серьезные требования к нашим отечественным предприятиям, перед которыми стоит множество проблем. Впрочем, большинство из возникающих проблем одновременно предлагают и решение. "эффективная организация…отнюдь не приближается к идеальному типу управленческой системы, но она предполагает изменение важнейших аспектов менеджмента в соответствии с происходящими во внешних факторах переменами…" (Т. Бернс).
Непрерывное удовлетворение изменяющихся запросов потребителей обуславливает необходимость распространения информации о требованиях рынка, учет которых налагает определенные ограничения и ставит задачи перед общественным производством.
Иначе говоря эти задачи непрерывно определяются требованиями рынка: производить и распределять в соответствии с текущими потребностями и имеющимися возможностями. А возможности любого предприятия всегда ограничены.
Совершенно очевидно, что в этих условиях предприятие должно ставить свои цели и задачи таким образом, чтобы можно было достигать запланированной результативности при любых изменениях внешней среды.
Главная задача стратегии на корпоративном уровне – наиболее выгодным образом вписаться в окружающую среду и соответствовать ей. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявлять соответствующие варианты и эффективно функционировать в наиболее выгодном направлении.
Для возрождающего производства фигура менеджера должна стать его неотъемлемой частью. А менеджером может быть только специалист в совершенстве знающий и владеющий наукой управления, который в настоящее время уделяется значительное внимание.
Следуя логике взаимосвязей элементов системы менеджмента, представляется необходимым осветить проблемы управления предприятия в комплексе, с учетом всех его основных аспектов – стратегического, инновационного, производственного (операционного), связанного с принятием решений – технологией менеджмента. Постоянное принятие решений на всех уровнях иерархии предприятия и на различных временных отрезках (стратегическом, текущем, оперативном), контроль и их реализация по достижению поставленных целей – есть суть и смысл менеджмента.
← | 2 | → |
1 | 3 4 |