Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

МЕНЕДЖЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор(ы): Василенко В. А.

Однако, для создания целостного представления о менеджменте перечисленных аспектов недостаточно. Представление об управлении, основанном на сложившихся функциональных принципах деятельности предприятия становится в настоящее время все менее актуальным. Особую важность приобретает гибкие, динамические методы и подходы к управлению, способного чутко улавливать, воспринимать быстроменяющуюся ситуацию и адекватно на нее реагировать. Одним из таких методов является ситуационный или альтернативный подход, являющийся базой ситуационного менеджмента.

Ситуационное управление или управление по ситуациям (ситуационный менеджмент) имеет место на всех этапах инвестиционного процесса функционирования предприятия и на всех этапах и уровнях иерархии менеджмента (стратегического, инновационного, производственного). Взаимосвязь элементов системы менеджмента предприятия наглядно можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис. 2. Концептуальная модель системы менеджмента

Изображенная на рисунке пирамида содержит в себе всю систему управления предприятием, базой (основой) которого является общая теория менеджмента (ОТМ), а вершиной – смысл, назначение, причина создания фирмы – миссия.

На основе выбранной миссии организация вырабатывает комплексный план ее достижения с помощью определенной стратегии. Стратегия необходима предприятию, ибо: «Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчения» (Конфуций).

Стратегия определяет, куда должна идти организация, чтобы достичь своей цели и выполнить свою миссию. Она создает ограничители, отражающие особенности и направление деятельности, задает границы выбора. Выбор относится к таким экономическим категориям как продукты, или услуги, производимые предприятием, их объем, номенклатура, рынки сбыта и получения ресурсов, возможности роста, оборот капитала, размещение средств.

Цель стратегического менеджмента заключается в создании жизнедеятельного звена между перспективными (стратегическими) целями, имеющимися ресурсами организации и благоприятными возможностями окружающей ее обстановки.

Стратегии предприятия разрабатываются, формируются и располагаются в иерархической взаимосвязи в вертикальном и горизонтальном разрезах.
По горизонтам стратегия опоясывает оставшиеся грани пирамиды – СМ, СВМ и ПУР, а по вертикали – инновационный и операционный (производственный) менеджмент.

В связи с тем, что долгосрочные стратегии разрабатываются на 5-7-10 лет, а товары, выпускаемые предприятием, как правило, обновляются через 3-4-5 лет, то разрабатываемые стратегии предприятия обязательно (в той или иной мере) учитывают развитие инновационных процессов, а значит и оказывают воздействие на формирование планов обновления производства и сам инновационный менеджмент. «Нет ничего более трудного в планировании, более сомнительного в успехе, более опасного в управлении, чем создание нового порядка вещей» (Николо Макиавелли).

С другой стороны, реализация и контроль выполнения выбранной стратегии осуществляется посредством производственного менеджмента, протекание которого также напрямую зависит и от задач инновационного управления на предприятии.

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности обновленной продукции.

Считается, что нижней границей инновационного менеджмента является переход предприятия на серийный выпуск освоенного продукта, когда в полной мере в свои права вступает производственный менеджмент, который требует конкретизации общей системы менеджмента и его основных функций, так как «Порядок и последовательность нужнее великих дарований для того, чтобы хорошо управлять» (О. Мирабо).

Основной целью производственного менеджмента является организация обеспечения достижения поставленных целей на базе научно обоснованных эффективных текущих и оперативных планов производства.

Необходимо отметить, что рассмотренная вертикальная связующая пронизывает указанные виды менеджмента не только сверху вниз – прямые связи. Для нее характерны также и обратные связи по цепочкам: производственный менеджмент – управление инновациями – стратегия; производственный менеджмент – стратегия фирмы; производственный менеджмент – управление инновациями и инновационный менеджмент – стратегия предприятия.

3
1 2   4