Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

МЕНЕДЖЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор(ы): Василенко В. А.

Рассмотренные виды менеджмента являются только частью концепции системы менеджмента, представленной пирамиды. Вторая ее грань (СМ) представляет собой ситуационный менеджмент, который является четвертым важнейшим компонентом общей системы управления предприятием. Дело в том, что окружающая обстановка постоянно изменяется, будь то важное открытие в области технологии, успешный вывод конкурентом на рынок нового товара, новая регламентация государства или политика, расширение интересов покупателей в той или иной области и т.д. всегда остается определенная степень неуверенности в будущем и менеджер не в состоянии предусмотреть все стратегические, инновационные или тактические действий заранее и, следуя им, может встретиться с различными проблемными и опасными ситуациями на любом из рассмотренных уровней.

Целью ситуационного менеджмента является прогнозирование возможности появления неблагоприятных производственных ситуаций и их предупреждение, овладение ими (при их проявлении) для устранения негативных воздействий на достижение запланированных (приемлемых) результатов. «Если мы хотим добиться высших достижений, нужно постоянно оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям, мысленно их предотвращая» (Арнольд Вайсман).

На стратегическом уровне и на ранних стадиях инновационного процесса важнейшим представляется  предупреждение появление опасных проблемных ситуаций, то на уровне производственного процесса и поздних стадиях инновационного менеджмента (когда новации воплощаются непосредственно в продукт, то есть происходит тесное взаимодействие инновационных и производственных менеджеров) главной задачей ситуационного менеджмента является ликвидация в кратчайшее время появившихся опасных ситуаций.

Третья грань пирамиды, изображенной на рис.2,  представляет собой принятие управленческих решений (ПУР) – постоянно действующую составляющую менеджмента, его технологию, которая характерна для любого уровня управления и без которой не может существовать менеджмент, как таковой.

Необходимость выделения данной категории в отдельную часть, так же как и ситуационного менеджмента, диктуется его важностью и качеством, объединяющем все виды менеджмента – стратегического, инновационного, производственного, ситуационного и других видов, представленных на четвертой грани пирамиды (СВМ).

Если ПУР базируется на методах и моделях теории принятия решений, то специфические виды менеджмента (СВМ) означают управление отдельными видами деятельности предприятия или целыми предприятиями, фирмами, учреждениями, выполняющими специальную, специфическую работу. В качестве примера для предприятия можно привести: кадровый менеджмент, финансовый, маркетинговый и другие виды управления отдельными направлениями деятельности фирмы. Для фирм, предприятий, учреждений, имеющих специфическую направленность своего развития можно назвать банковский менеджмент (управление операциями,  производимыми в банке), образовательный менеджмент (управление работой вуза по подготовке специалистов), сервисный менеджмент (к примеру, менеджмент гостиничного хозяйства, туристический менеджмент и т.п.).

Все перечисленные и подобные виды менеджмента отражают специфику своего вида деятельности, но они базируются на общих принципиальных положениях базового менеджмента (ОТМ), стратегическом, инновационном, производственном (операционном), ситуационном. У всех СВМ есть свои стратегия и тактика, свои нововведения, базирующиеся на своих технологических процессах и целях, но принципы функционирования, с точки зрения общей теории менеджмента и теории принятия решения – одинаковые.

Целью подсистемы ПУР в общей системе менеджмента является выбор и принятие наиболее эффективного варианта действий в каждом конкретном случае при соблюдении определенных правил, ибо еще Демокрит говорил: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после». Или – «Бизнес – это умение принимать правильные хозяйственные решения в условиях неопределенности» (аксиома Гарвардской школы бизнеса).

Таким образом, обобщая изложенное, слагаемые концепции можно представить в следующем виде:

  • организация представляет собой открытую, развивающуюся систему, эффективность функционирования которой тесно связана с возможностью адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды на основе запроектированных динамичных структур и процессов управления;
  • менеджмент создает организации и является их продуктом, он играет вполне определенную роль в организации пронизывая все сферы ее деятельности по достижению конечных целей фирмы;
  • система менеджмента представляет собой комплекс стратегического, инновационного, производственного (операционного) и ситуационного управления фирмой, направленный на достижение целей и принятых решений в условиях возмущающий воздействий и нестабильности внешней среды; 
  • содержание, набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависит от типа организации (деловая, административная, образовательная), ее размеров и сферы деятельности (производство, услуги);
  • менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения и несут формальную ответственность за результаты деятельности фирмы, так как именно они принимают решения и направление движения организации;
  • баланс краткосрочных и долгосрочных целей в представленной системе менеджмента – залог успешного функционирования фирмы, ибо ибо «успех есть и вид и степень достижения цели: без цели нет успеха» (А. Вайсман).
4
1 2 3