Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Автор(ы): Дударь А.П.

Два научных направления – рационалистическое и поведенческое – развивались, хотя и параллельно, но часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления (сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный скачок) способствовали активному использованию системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. В подобном ключе развивалось и поведенческое направление.

Весьма сильное влияние на мышление управляющих оказали в 50-60-е годы сначала идеи «постбюрократических организаций», «организационного гуманизма», а затем – представления о предприятии как об открытой системе, активно взаимодействующей со своей средой и в конечном счёте приспосабливающей своё внутреннее строение к её «организационному контексту», то есть состоянию внешней среды предприятия, его размерам, целям и технологии деятельности, а также качественным характеристикам  людей, формирующих его «человеческий капитал».

На рубеже 70-х годов широкую популярность завоевали идеи «ситуационного подхода», в рамках которого доказывалась правомочность различных типов систем управления – как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе – в зависимости от конкретных характеристик «организационного контекста». Это, в известной мере, примирило тех, кто делал ставку на рациональные системы, и тех, кто видел главный источник эффективности в мобилизации потенциала, заложенного в людях.

Отношение к научному, в частности математическому инструментарию, так же как и бихевиористким приёмам манипулирования поведением людей, стало ещё более спокойным, когда в начале 80-х годов была осознана огромная важность «организационной культуры» как характеристики интегрирующей, собирающей, словно в фокусе, все особенности предприятия – и системные, и поведенческие. Маятник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в управлении.

В настоящее время для управленческой мысли в практическом и теоретическом плане наиболее характерны следующие тенденции.

Во-первых, это – интернационализация менеджмента, – коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации, других структур интегрирующего свойства, процессами глобализации.

Во-вторых, посредством издания огромного количества работ  по управлению; распространения программ обучения менеджменту, доступных миллионам людей; обобщения управленческого опыта разных стран; посредством широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.

В-третьих, менеджмент как наука во всем его многообразии постоянно развивается и имеет огромные перспективы.

Одной из тенденций становления и развития управленческой мысли в области управления человеческими ресурсами стало изменение восприятия места и роли человека в современном общественном воспроизводстве. На наш взгляд объективно произошел переход от научной организации управления производством к научной организации управления человеческими ресурсами:

  • как  объектом управления –  фактором производства;
  • как субъектом управления:
    а) отношениями между людьми в силу горизонтального и вертикального разделения труда;
    б) отношениями между людьми как собственниками, реализующими свой экономический интерес.

Проследив развитие двух методологических подходов к управлению персоналом (классического и менеджмента человеческих ресурсов) за последние годы, можно увидеть, что стремление теоретиков концепции «человеческих ресурсов» сводится к тому, чтобы, во-первых, еще раз подчеркнуть значение персонала в современном управлении и, во-вторых, найти более эффективные пути его использования как на отдельном предприятии, в отдельной отрасли, так и во всем народном хозяйстве в целом.

Этапы развития менеджмента человеческих ресурсов.

Этап Годы Характеристика этапа Представители  теории кадрового менеджмента Объект исследования Предмет исследования Цель исследования, задачи и методы их разрешения
I 1880-1920

Резкий  рост численности промышленных рабочих;
Малый  опыт исследователей и низкий уровень их квалификации; Девиз периода – «Твои успехи зависят только от тебя самого»
Классические теории организации  Ф. Тейлора и Г. Файоля Предприятие  - как жесткая иерархия в единой системе производительность труда рабочего; оплата труда; роль организаторов производства упростить методы труда; повысить эффективность труда; в целом создать эффективную систему управления трудовым процессом
II 1930-1960 Создание государственных социальных программ;
увеличение влияния философии человеческих ресурсов.
Работы Э. Мэйо; теории «человеческих отношений», Р. Майлз Предприятие - государство как взаимосвязанная система и внутри предприятия взаимосвязь между службами Социальные отношения:
а) в коллективе,
б) между организацией и государством<
оптимизация условий труда, развитие неформальных отношений в структуре организации, вовлечение работников в процесс принятия решений по производственным программам.
III с 1960 года по настоящее время главным является человеческий фактор; гуманизация труда, качество трудовой жизни. Неоклассические теории – Хикс, Джулет и др. Научно-обоснованный менеджмент человеческих ресурсов. Г. Щекин, В. Петюх, В. Травин, В. Дятлов. Организация как сложная социально-техническая система, главное в ней – мотивы поведения человека наряду с материальными ресурсами Отношения в организации и их мотивация Методы управления человеческими ресурсами (мотивы, неформальная организация, коммуникация, участие в прибылях и т.п.)

4
1 2 3