Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Некоторые проблемы образования менеджеров на лиценциатском уровне в Польше

Автор(ы): Эдвард Щепаник

Многозначность понятия «менеджер»

В отечественной и зарубежной литературе понятие «менеджер» рассматривается как многозначное. В условиях нашей страны, когда наблюдается трансформация народного хозяйства и неуправляемого процесса глобализации рынка менеджер будет рассматриваться по разному в зависимости от занимаемого положения - он нанимает работников как хозяин фирмы или его профессиональные знания будут использованы другим работодателем.

Мы считаем, что в нашей стране это понятие используется неадекватно к его сущности и по содержанию подобной деятельности в организации. В этом плане мы можем встретиться с тем, что некоторые субъекты хозяйствования ищут «менеджера магазина», «менеджера склада» и т.п. А ведь речь идет наверное о личности, которая должна работать на какой-то должности и не всегда руководящей.

По P. F. Drucker правильная, соответствующая дефиниция «менеджера» - это признание лица, которое отвечает за применение и использование знаний (P.F. Drucker,1994:44). J. Penc в своей работе считает, что «...лицо затрудненное на руководящей должности обладает многосторонними знаниями и умениями обязательными для управления людьми и организациями в неустойчивых условиях и постоянной изменчивости среды, в которой эти организации работают (J. Penc, 1997 : 209 ).

Иное мнение, касающееся это термина представляет  J.A.F. Stoner, который считает, что «менеджер» это член высшего управления, отвечающего за общее управление организацией. Он определяет политику организации и направляет ее деятельность и ее окружение (J.F.A. Stoner, R.E. Freemen,1999: 32).

Менеджер (англ. Manager) это «...руководитель или директор большого капиталистического предприятия (M. Szymczak, 1997:138), специалист по организации и управлению...» (Nowa Encyklopedia Powszechna, 1996:164).

В общем можно принять, что «менеджер это лицо управляющее предприятием с точно определенными границами его деятельности. Термин «менеджер» связан с возникновением так называемого менеджерского капитализма, который характеризовался возникновением объединений анонимных капиталов (капиталистическое объединение) и, в связи с этим, отделением функции собственности предприятия от функций управления его деятельностью. Лицо уполномоченное хозяевами предприятия для его управления текущей деятельностью и имеющей характер наемной рабочей силы, принято называть менеджерами.

Обычно термином «менеджер» одинаково называют наемных работников, занимающих высокие управляющие должности, а также хозяев предприятий непосредственно принимающих участие в управлении ими. Это часто имеет место в случаях низких уровней хозяйствования (Nowa Encyklopedia Powszechna, 1996:164).

Из последнего определения вытекает, что рыночное хозяйство в понятии «менеджера» вкладывают лицо выполняющее функции управления на различных ступенях управления, которые управляют другими людьми (работниками) и организациями, несут ответственность за эффективность деятельности хозяйственной организации. К этой категории лиц можно отнести директоров, управляющих, президентов, бизнесменов, а также работников разнообразных хозяйственных объектов.

Еще недавно бытовало мнение, что менеджерами стали люди, которые были выпускниками экономических вузов, включая Высшую Торговую Школу в г. Варшава и, кроме того, 89 частными школами. В том числе, Селезянской Высшей Школой Экономии и Управления в г. Лодзь.

Высшее частные школы, о которых написано выше, прежде всего дают специальности по таким направлениям – управление, банковского дело, финансы, маркетинг, подготовка студентов на уровне лиценциата, магистра и курсы повышения квалификации.

Направления обучения управлению и маркетингу с различными «особенностями» проводится в настоящее время в 120 государственных и частных вузах и, кроме того, в вузах с профилем наук технических, экономических, управленческих, сельскохозяйственных и т.д.

В польском рыночном, европейском и глобальном  хозяйстве менеджеры стали постоянным элементом каждой области народного хозяйства, как изменяющегося сектора государственного хозяйства, так и частного сектора.

В настоящее время, говоря о менеджерстве, мы не имеем в виду только экономику, выпускника высшего экономического учебного заведения, но и включаем выпускников разных учебных заведений, таких как технические, управленческие и организационные, гуманитарные, т.е. таких, которые выполняют некую профессиональную деятельность. Сегодня менеджерами являются экономисты, люди из области техники, социологии, психологии и представители других гуманитарных наук, которые имеют желание получать знания и работать в сфере этой новой профессии – менеджера.

Высказываются и такие взгляды, что понятие «менеджер» вошло в употребление в молодых и более технически заавансованых организаций. Все чаще вместо менеджеров имеем дело с лидерами коллективов, руководителями проектов, координаторами или, говоря в общем, кадрами исполнителей (A. Kozinska, 1999:105 ).

Подвергается изменению в современных организациях и понятие «менеджер» и одновременно роль руководства преображается в консультационно-интегрирующую (E. Karpowicz, 2002 s. 15). Через практику, науку, опыт и размышление менеджер овладевает функциями управления с большим успехом, которые станут его ведущими способностями.

Руководство в современном понимании опирается на три базовые функции:

  • определении направления (pathfinding), которое состоит в том, что пропагандируются знания и помыслы, привитие культуры и развитие ее огромных познавательных чувства цели; связано с системой ценностей, с видением потребностей клиентов и других деловых групп при посредничестве стратегического плана,
  • коррелировании (aligning), так называемой гарантии, что организационная структура, система и операционные процессы вносят вклад в реализацию принятой миссии и видения, не мешают им, не конкурируют с ней, не доминируют над ней,
  • управлении (empowering), возникающему из предположения, что люди обладают огромными талантами, изобретательностью, умом и творчеством.

Большинство этих достоинств остается, однако, в скрытом виде; если удастся достигнуть настоящей корреляции деятельности, наступает удовлетворение индивидуальной цели с точки зрения организации – все начинают реализовывать единую, ту же самую миссию (S.R. Covey, 1997: 160). Особо необходимо отметить тот факт, что не каждый менеджер является лидером. Лидер имеет сторонников, без которых не мог бы выполнять свою роль. Предводительство не означает определенной позиции, привилегий, званий или денег. Предводительство это ответственность (P.F. Drucker, 1997: 14).

В связи с этим представим некоторые проблемы подготовки менеджеров в Польше.

В этой сфере деятельности принимают участие 127 высших государственных школ и 257 частных учебных заведений, так называет профессиональных школ, характеризующихся большим различием в сфере реализации программ обучения, оборудованием лекционных аудиторий (т.н. аудиовизуальные средства), количества студенческих групп (часто объединяются большие группы, в которые входило более 100 студентов), количества мест в студенческих общежитиях. В большинстве случаев недостает студенческих библиотек, читальных залов и других помещений, позволяющих студентам обмениваться мнениями (т.н. студенческих клубов, кафе и т.п.). В связи с этим студенты, особенно вечерних и заочных факультетов, не имеют в широком понимании студенческой среды, не очень принимают образцы, нормы, основы о которых говорится во время лекций, не принимают участие в жизни данного института, к студенческих научных кружках, дискуссионных клубах и т.п. Много фактов из поведения студентов подтверждают, что за пассивным наблюдением жизни вуза и есть иногда сопротивление на принятие желательных образцов студента, с которыми знакомятся в литературе и на собственном опыте. Приезжают на занятия в институт с различных уголков страны, временами очень отдаленных, а после окончания занятий быстро возвращаются в семью или работу, не демонстрируют интеллектуальной активности, интереса к изучаемым предметам. Отрицательно это влияет на уровень их подготовки к написанию дипломных или магистерских работ.

По моим наблюдениям – как преподавателя вуза – следует, что множество негосударственных высших школ, но и также и государственных снижается уровень процесса воспитания студента и будущего выпускника вуза. Направления образования (специальности) избираемые студентами в некоторых случаях случайны.

Самыми популярными направлениями в 2001/2002 учебном году были:

  1. Управление и маркетинг - 260 283 чел.
  2. Педагогика - 128 766 чел.
  3. Экономика - 119 020 чел.
  4. Администрирование - 85 582 чел.
  5. Юриспруденция - 59 695 чел.
  6. Финансы и банковское дело - 56 271 чел.
  7. Политология - 47 881 чел.
  8. Механика и строительство машин - 43 011 чел.
  9. Информатика - 42 490 чел.
  10. Филология польская - 32 992 чел.

Источник: Newsweek Polska z  2002 r., (31 marca) s. 13.

1
  2 3