Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Некоторые проблемы образования менеджеров на лиценциатском уровне в Польше

Автор(ы): Эдвард Щепаник

Рынок труда и выпускники высших школ

Рынок труда в Польше изменяется в необычно высоком темпе. Прежде всего, приспосабливаясь к европейскому рынку труда и это связано с нашим вхождением в структуры Европейского Союза.

Опираясь на государственных информационных материалах, в том числе и экономических, следует утверждать, что существует недостаток достоверной информации касающейся развития хозяйства страны и потребностей в высококвалифицированных кадрах. В настоящее время не имеется каких-либо данных о том, какие профессии будут наиболее необходимыми в ближайшие 5, 10 или 15 лет.

Из исследований Межведомственного Союза по прогнозированию потребностей в труде вытекает, что существующая структура обучения в высшей школе не приспособлена к современным потребностям рынка труда.

Показательно количество институтов, подготавливающих в области управления, маркетинга и банковского дела. Рынок труда даже в Варшаве очень сократился, наступила «перепродукция» выпускников таких направлений обучения, который в значительном количественном измерении стали безработными.

Безработный выпускник – это человек, который до 12 месяцев после окончания учебы в институте не может найти работу. После указанного времени он переходит в категорию обычных безработных.

По мнению работодателей, знания выпускников вузов тех специальностей являются недостаточными и не дают шансов ее применения на рынке труда.

Главным замечанием в адрес выпускников высших школ со стороны работодателей является их теоретическое образование, не подкрепленное никаким практическим опытом. В связи с этим, выпускник высшей или средней школы не приготовлен в выполнению своих служебных обязанностей данной должности, а работодатель не заинтересован в инвестировании молодого работника, в то время когда в такой ситуации он имеет возможность принятия работника в меру подготовленного и опытного.

Поэтому профессор Zbigniew Strzelecki – директор Союза программирования спроса на труд считает, что подготовка на указанных выше направлениях должна быть по двум специальностям, это значит, что студент по специальности управление должен получить и вторую специальность, которую мог бы использовать на рынке труда.

Соглашаясь в точкой зрения проф. Z. Strzeleckiego хочу подчеркнуть, что такая форма обучения была и есть применяемая в Польской Армии. Это потребность возникает оттого, что в технических войсках (танковых, автомобильных, летных) не всегда были загружены на полный оклад и в некоторых случаях была потребность в специалистах других специальностей. В связи с этим солдаты обязательной службы и профессиональные кадры получали во время переучивания т.н. сменную специальность, что позволяло более широко использовать солдат и закрытие недостатка в специалистах. Получение второй специальности было связано с финансовыми расходами.

Предложения по нахождению удовлетворяющей работы при получении второй специальности предлагают Межинститутские Курсы.

В современном польском хозяйстве в ближайшие годы будет снижаться спрос на специалистов по информатике, как со средним, так и высшим образованием.

На основании анализа современного рыночного хозяйства и тенденций развития новых технологий труда научные работники идентифицировали девять областей, в которых происходят наибольшие изменения, где встают потребности в новых квалификациях.

Это – информатика, телекоммуникация, Интернет и информационные технологии и их применение, охрана среды, эксплуатация моря и его дна, обеспечение процессов региональной интеграции, современные финансовые операции и электронное банковское дело, электронная продажа; охрана здоровья, формирование основ профилактики здоровья, домашняя опека старых людей, информация, популярная культура и развлекательный бизнес; образование.

Сегодня трудно однозначно описать новые профессии, которые могут в будущем возникнуть и какие они будут. Предвидится, что до 2010 г. может возникнуть около 300 новых профессий, которые еще не сформировались.

Хотя такие оценки могут быть не адекватными к количеству возникших профессий, они представляют собой определенный прогноз и демонстрируют динамику ситуации в области использования интеллектуального потенциала в хозяйственной деятельности.

По мнению проф. Z. Strzeleckiego, современная структура профессий в Польше значительно отличается от Европейской Унии и поэтому важно, чтобы отход от сохранения профессий в традиционных областях работ (например, металлургия, горная промышленность, сельское хозяйство) как предметы формирования современных профессий (Z. Strzelecki, Zawody z przyszloscia. Wystapienie na konferencji Instytutu Spraw Publicznych w Warszawie, w dniu 15 lipca 2002 r.) (Z. Strzelecki, 2002 ).

Помимо того, что в 2002 году было зарегистрировано снижение выпускников средних школ и в последнем году, который характеризовался демографическим пиком выпускников школ, и далее поступают сведения в Министерстве народного образования и спорта («MENiS») о создании частных высших школ с факультетами, которые и дальше производят безработных. К ним необходимо причислить: управление и маркетинг, педагогика во многих разновидностях, социология и т.п.

Необходимо отметить, что из 200 тысяч студентов на факультеты управления и маркетинга приходится 170 тысяч, которые продолжают обучение заочно. От активности этих студентов будет зависеть в большой степени нахождение работы, когда рынок труда таких специалистов и в таком количестве не в состоянии поглотить. Определенным шансом для тех студентов есть возможность создание собственных фирм, работа в области самоуправления. Подобная ситуация наблюдается с педагогами, которых обучается около 130 тысяч в то время, когда, начиная с 2004 года проявляется пик демографического снижения. Относится это явление также и к другим направлениям гуманитарным.

Можно судить, что уже в ближайшие годы государственные и частные вузы, если не изменят профили обучения, должны будут ограничить набор, а иногда институты смогут обанкротиться. Хотя большим достижением для высшей школы было обучение в 2000-2001 году 1.711.367 студентов и подготовку 303.074 выпускников, это с горечью  необходимо заметить, что в течение последних пяти лет более семи раз возросло количество безработных выпускников после окончания вузов. С каждым годом тяжелее найти работу по окончанию модных факультетов. Дискутировали об этом на заседании Сейма, где был представлен «Отчет об образовании высшем», в котором приведены данные о безработице среди выпускников вузов.

Следует из отчета такие отрицательные явления:

  • в течение пяти лет количество безработных выпускников возросло более, чем в семь раз – с 3,7 тысяч в 1996 году (что составляло 4,4 % от всех безработных выпускников высших школ) до 27,3 тысяч в декабре 2001 года (составляло более 15 % всех безработных выпускников),
  • наибольшие трудности в нахождении работы имели экономисты, специалисты по управлению и маркетингу, кроме того учителя и педагоги (из исследований проф. Elzbiety Krynskiej с кафедры экономической политики Университета в Лодзи),
  • наибольшее количество безработных выпускников в декабре 2001 года (почти 2,2 тысячи) имели дипломы экономистов; почти 2 тысячи – специалисты экономического анализа,
  • более 1,3 тысячи имели специальности маркетинга и торговли, а около 1 тысячи – факультеты финансовые,
  • в головной группе были школьные педагоги (1.091), политологи (512), инженеры сельского хозяйства (507), а также учителя истории и польского языка (более 300 безработных выпускников в декабре 2001 г.). По мнению проф. Krynskiej, такие явления проявились как следствие:
  • широкого предложения этих профессий, интереса молодежи, а также потребностей развивающегося хозяйства,
  • низких цен образования студентов (без лабораторий, мастерских, оборудования и препаратов),
  • очень большого предложения выпускников и снижения активности хозяйства и насыщения рынка труда выпускниками этих специальностей,
  • демографического кризиса в школе – произошло насыщение рынка труда учителями,
  • отсутствием ориентировки на рынке труда специалистов. Это свидетельствует о том, что большое количество выпускников на рынке труда таких специальностей как бизнес, администрация, педагогика. В 2000/2001 учебном году факультеты, связанные с бизнесом и администрацией окончило около 100 тысяч человек, в педагогические факультеты – 50 тысяч выпускников.

По мнению проф. Krynskiej, сегодняшние студенты должны осознавать, что не имеют гарантии получения работы после окончания вуза, что институт не в состоянии предвидеть будущей потребности рынка труда (Z. Pendel, 2002: 7).

Еще совсем недавно диплом высшей школы был основанием для предоставления работы, охранял от безработицы и создавал выпускникам шанс в карьере. Он был гарантией профессиональных и финансовых успехов. В больших городах выпускники высших учебных заведений сравнительно легко  находили работу. Фактом является то, что было таких учебных заведений значительно меньше, чем теперь.

Современные институты выпускаю каждый год свыше 200 тысяч человек, когда 10 лет ранее только 56 тысяч.

Очередные выпуски студентов высших школ не были прекрасными для работодателей, когда институты не гарантировали получения практических знаний необходимых для занятия должности. Не все выпускники, на ряду с полученным образованием и квалификацией, могут хорошо  представиться во время квалификационных бесед с работодателями. Не все и коммуникабельны, не могут толково представить проблему, хорошо работать в коллективе, управлять собственной работой и других специалистов. Бывают случаи с выпускниками институтов, которые демонстрируют низкий уровень собственной культуры, плохого знания языка, неопрятной одежды и внешнего вида, что имеет место во время проведения квалификационных бесед, проводимых перед принятием их на работу.

Все это положения очень важные, особенно в настоящее время, когда большие фирмы, организуют прием на работу, а также малые и средние, которые имеют преимущественно семейный характер. Поэтому выгодно для Z. Pendel, Bezrobocie magistrow. "Gazeta Wyborcza" z 20 grudnia 2002 r. (nr 296.4204), s. 7.)  каждого работодателя отклонить предложение каждого выпускника, образовательное предложение как не отвечающего требованиям фирмы.

В 2001 году 20 тысяч выпускников высших школ не могли найти работу до конца года, что составляло около 20 % больше, чем год ранее. Каждый восьмой из 153 тысяч безработных, которые закончили учебу в это время имели диплом об окончании института. Безработица в этой группе непрерывно растет и не имеет перспективы быстрого замедления  или исчезновения. Безработные магистры есть уже как в больших, так малых городах и деревнях.

Многие из них отходят от своих честолюбивых стремлений и ищут какую-либо работу, чтобы заработать на содержание. Работают в супермаркетах на самых низких постах, выполняя самую простую работу, укрывают перед окружающими наличие диплома о высшем образовании. Драматическая ситуация переживаемая выпускниками высших учебных заведений, проживающих в малых городках и деревне, откуда они должны доехать до большого города, состоящих в некоторых случаях несколько десятков километров.

Действующие в институтах Институтские бюро трудоустройства различными способами хотят помочь выпускникам и студентам в поисках работы, но их возможности также сильно ограничены. Существуют определенные надежды связанные с государственными программами «Первая работа». Финансовые средства с Polish Hangary Assistance for Restucturing (PHARE), мирового банка и Фонда работы должны быть использованы для мотивации работодателей с целью предоставления работы выпускникам.

Можно признать тревожным «использование» выпускников школ. Появляются предложения, чтобы охранить их от безработицы, в связи с этим должны быть приняты решения, касающиеся продолжения им учебы в филиалах, загородных центрах, которые должны быть организованы институтами и местными органами самоуправления. Известны такие филиалы институтов, в которых есть соответствующие учебно-научные кадры, но есть и такие, которые не располагают такими кадрами. Зарегистрированы такие факты, что выпускников некоторых частных высших учебных заведений не желают принимать на работу. Возникает вопрос: дает ли образование на уровне высшей школы в филиалах соответствующий уровень подготовки и приготавливает ли к выполнению профессиональной деятельности в стране и Европейском союзе? В моем представлении будет больше тень, чем света. Состояние неудовлетворенности этой части молодежи будет неизбежна, так как и испытание судьбы безработного выпускника, и это замечание, что безработица будет переставлена во времени.

По мнению проф. A. Rajkiewicza, нужно надеяться, что до 2015 года 7,5 млн. Молодых людей закончат школу среднего уровня; 2,5 млн. – институты, 5 млн. Появиться на рынке труда и только половина заменит тех, которые придут в состояние профессиональной бесполезности. Отсюда проблема расширения возможностей затруднения становиться ключевой и это не только для нахождения основ существования, возникающих от трудовых доходов, но и прав использования, знаний, полученных в процессе подготовки  (A. Rajkiewicz, 2002: 307-308).

Трудоустройство выпускников в условиях нашей страны является большой многослойной проблемой и требует продолжения исследований в этом направлении

Литература

  1. Auleytner J. (2002), Kontrola jakosci ksztalcenia, W: Jakosc ksztalcenia.
  2. Konferencja Rektorow i Zalozycieli Uczelni Niepanstwowych, zorganizowanej w Wyzszej Szkole Zarzadzania i Bankowosci, Warszawa.
  3. Covey S.R. (1997), "Trzy role lidera w nowym paradygmacie" w: Hasselbein F., Goldschmith M., Beckard R., Lider przyszlosci, Wyd. Business Press, Warszawa.
  4. Drucker P.F. (1997), Nowe wizje, strategie i metody dzialania na nadchodzaca ere w: Lider przyszlosc Wyd. Business Press, Warszawa
  5. Drucker P.F. (1994), Post-Capitalist Society, New York: Haper-Business
  6. Dudek A., Kpel J. (2002), Jakosc ksztalcenia w szkolnictwie wyzszym – bariery zewnetrzne w: Zarzadzanie Jakoscia w Szkolnictwie Wyzszym. Materialy z konferencji pod red. I. Dietla i Z. Sapijaszki, Wyd. Fundacja Edukacyjna Przedsiebiorczosci, Lodz.
  7. http://wiem.onet.pl/0055fb.html/Wielka Internetowa encyklopedia Multimedialna
  8. Kozinska A. (1999), Edukacja i Szkolenie menedzerow: wyzwania przyszlosci w: Szkoleniu i rozwoj pracownikow. Materialy z konferencji pod red A. Ludiczynskim, Wyd. Polska Fundacja Promocji Kadr, Warszawa
  9. Karpowicz E. (2002), Menedzerowie w nowych rolach w: Zarzadzanie Zasobami Ludzkimi, Wyd. IPiSS, Warszawa
  10. Kozminski A. (1995), globalizacja rynku a internacjonalizacja studiow menedzerskich w: Internacjonalizacja Studiow Zarzadzania – doswiadczenia, dylematy, perspektywy, Wyd. Fundacja Edukacyjna Przedsiebiorczosci Lodz
  11. Najpopularniejsze kierunki studiow (2002) Newsweek Polska, Warszawa
  12. Nowa Encyklopedia Powszechna (1996), PWN, Warszawa
  13. Pendel Z. (2002), Bezrobocie magistrow w "Gazeta Wyborcza", Warszawa
  14. Penc J. (1997), Strategie zarzadzania, Wyd. Placet, Warszawa
  15. Rajkiewicz A. Praca dla mlodziezy w: Praca i polityka spoleczna w perspektywie XXI wieku, Wyd. IPiSS – Krajowy Urzad Pracy, Warszawa
  16. Stoner J.F.A., Freeman R.E., Gilbert D.R., Kierowanie, PWE, Warszawa
  17. Strzelecki Z. (2002), Zawady z przyszloscia – wystapienie na konferencji Instytutu Spraw Publicznych, Warszawa
  18. Szymczak M.(1979) red. Slownik jezyka polskiego, PWN, Warszawa
  19. Teichler K. (1999), Higher Education Policy and The World of Work.Changing Conditions and Challenges, "Higher Education Policy".
3
1 2