Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: Вестник СПбГУ. Сер5 Вып.4 2000 г. стр. 67-76 (Изд-во в списке ВАК)
Современный этап - один из наиболее сложных в развитии мировой экономики. Повсеместно в мире идет напряженный поиск путей, обеспечивающих успешное развитие в условиях растущей и охватывающей все сферы человеческой деятельности конкуренции. Так, на 1 фирму покупателя в Европе приходится более 25 фирм продавцов. Интенсивное расширение производства и рынков сбыта становится достижением все меньшего числа компаний. Быстрый рост становится скорее исключением и признаком риска, как это, например, произошло с компаниями, строившими свой бизнес на использовании высоких технологий и ресурсов Интернета, что сопровождалось обвальным падением курса их акций в результате последнего финансово-экономического кризиса. Основная часть мировых компаний считает большим достижением сохранение своей независимости, возможность избежать угрозы банкротства, слияния или поглощения.
В мире отчетливо проявились новые мегатенденции (megatrends) - глобальные изменения, особого вида, охватывающие человеческое общество в целом, отдельные страны и регионы, оказывающих сильное влияние как на организацию в целом, так и на каждого менеджера и работника предприятия. Изменения технологии, образования, культуры, ценностных установок и многих других факторов развития мирового сообщества формируют новые образы жизни и стили мышления, устремления и мотивы деятельности людей, их поведение. Изменяются, казалось бы, незыблемые ценностные ориентации людей на приоритетный рост индивидуальных доходов, что во многих промышленных странах все больше заменяет новый критерий типа «индивидуальная модель качества жизни» - степень внутренней удовлетворенности, которую ощущает индивид, продавая на рынках труда свой труд, а вместе с ним свое время или часть своей жизни. Уже не единичны случаи, когда вместо высокооплачиваемой работы, требующей напряжения всех сил и поглощающей большую часть суток, работники предпочитают менее оплачиваемые и престижные, но более спокойные виды деятельности, оставляющие время для более полного использования своих ограниченных ресурсов времени жизни.
Изменения внешней среды чрезвычайно разнообразны и противоречивы. Так, например, демографические изменения, определяющие рост среднего возраста и старение населения с одной стороны оказывают свое влияние на снижение темпов уровня инноваций, так как основная часть творческого потенциала наиболее эффективно реализуется в молодые годы, росту социальных расходов на медицинское обслуживание и страхование и даже возникновению так называемой проблемы «сегрегации менеджеров по возрасту» (Питер Друкер1), когда основным фактором должностного роста, менеджера является его более молодой возраст, что нередко успешно оспаривалось по суду. С другой стороны в современной Великобритании внезапно возник острый всплеск спроса на работников старше 50 лет, так как выяснилось, что они более внимательны, культурны и выдержаны в общении с клиентами, способствуют росту имиджа и конкурентоспособности фирм.
В определенном смысле можно говорить о формировании нового мировоззрения индивидуума, на которого в последние десятилетия обрушился вал последствий технологической революции, финансовых кризисов, социальных стрессов и растущей неуверенности в завтрашнем дне. Все большее число людей начинает осознавать негативность таких последствий современной цивилизации как ее экономическая нестабильность, технологичность, стандартизация, информационный стресс. Их преодоление или, по крайней мере, ослабление их влияния, зависят от того насколько эффективно и в каких направлениях в мире будет развиваться важнейшее средство саморегулирования человеческих сообществ, структурообразующий компонент внутренней среды различных организаций и общества в целом – менеджмент.
Менеджмент как научно-обоснованный и специфический вид человеческой деятельности, объединивший науку и производство, возник в результате напряженного поиска способов повышения эффективности достижения поставленных целей, на основе организации совместного труда коллективов людей. Если этот процесс был организован плохо, достижение ожидаемых результатов становилось невозможным в любой сфере производства, строительства, торговли, военных операций. Лишь в конце 19, начале 20 веков было осознано, что независимо от специфики области приложения человеческих усилий, действуют одни и те же объективные и универсальные принципы и закономерности, незнание или плохое понимание которых неизбежно вызывает крах самых перспективных начинаний и обесценивает любые усилия даже при достаточном обеспечении финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.
Именно интенсивное развитие методов менеджмента и их эффективное применение в практике управления компаниями и в сфере государственного управления привело к достижению столь высоких результатов странами лидерами мировой экономики – США, Германией, Канадой, Великобританией, Францией, а также рядом стран Южной Азии. И, наоборот, нарушение основных принципов эффективного управления, неизбежно приводит к экономическим кризисам и крахам, казалось бы, вполне благополучные компании и даже целые страны.
Это связано с еще не до конца осознанной и изученной одной из главных закономерностей развития экономических систем разного уровня и масштаба - от экономических формаций в целом до отдельных организаций. Сущность ее в первичности управления по отношению к материальному производству, созданию услуг, социально экономическим процессам развития общества в целом. Кризис, зарождаемый в недрах управления, как правило, предшествует кризису в сферах производства, экономики и финансов. Это проявляется как на макроуровне развития целых стран, так и на микроуровне – развитии каждой компании.
Сознавая это, многие корпорации, реагируют на растущую нестабильность экономической среды, расширением сфер своей деятельности, разработкой и применением новых методов менеджмента для создания крупных программ преобразования мировых рынков. Такую программу, например, разработала корпорация «Филипс», приступившая в 1993 г. к разработке электронного каталогам «Видение будущего» ("Visions of the Future")2, определяющего стратегию корпорации по созданию и широкому производству серии принципиально новых, высокотехнологичных, интерактивных товаров. Многие из этих устройств корпорация держит в секрете, но среди известных и планируемых к производству в ближайшие годы присутствуют, например, такие необычные, как личные часы – видеофоны, которые могут радикально изменить коммуникации, обеспечивая в любой момент времени полноценные деловые и личные видеоконктакты.
Менеджмент является с одной стороны активным фактором и стимулом развития экономики и общества в целом. С другой стороны он сам постоянно изменяется и подвержен воздействию мировых мегатенденций - глобальных изменений, особого вида, охватывающих человеческое общество в целом, отдельные страны и регионы и оказывающих сильное влияние как на организации в целом, так и на развитие каждого менеджера и работника. Изменения технологии, образования, культуры, ценностных установок и многие другие формируют новые образы жизни и стили мышления, устремления и мотивы деятельности людей, их поведение. Под их влиянием вместо традиционного и привычного стереотипа управления и апробированных методов приходят новые принципы и изменяются приоритеты.
М. Фергюсон, считает, что наиболее характерными изменениями в управлении организациями на рубеже 20 и 21 веков являются переход от старой парадигмы к новой.3 Если сопоставить их с основной частью и наиболее типичными чертами современного российского управления, видно, что российские характеристики имеют вектор направленности во многом противоречащий мировым тенденциям развития менеджмента (Табл.1):
Табл. 1 Сопоставление мировых и российских тенденций управления организациями
Старая парадигма | Новая парадигма | Особенности российского управления |
Продвижение потребления любой ценой | Потребление в соответствии с разумными потребностями | Несбалансированное потребление по регионам, диспропорциональное потребление, определяемое деформациями пропорций доходов различных слоев общества. |
Люди должны соответствовать требованиям рабочих мест | Рабочие места должны соответствовать людям | Слабый, интуитивный и субъективный учет соответствия людей работам. Главный принцип – соответствие людей субъективным интересам руководства организации нередко противоречащим интересам целям развития организации. |
Навязываемые цели, нисходящие сверху решения | Поощрение автономии, участие рабочего в управлении | Автономия управления отвергается и считается признаком дезорганизации и потери контроля |
Фрагментация работ и ролей | Рост эффективности от использования специалистов, способных широко и целостно видеть взаимозависимости | Сохранение старой парадигмы функционального разделения работ и преимущественного применения работников – исполнителей с ограниченным кругозором |
Идентификация с заданием | Понимание сущности процессов превосходит границы простого описания заданий | Управление работником как дешевым производственным ресурсом даже в сфере высокоинтеллектуального труда. Работник нужен только для выполнения оперативных производственных заданий и указаний руководства организации |
Модель компании типа «работает как часы» | Осознание неопределенности | Растущая анархичность производств, в связи с потерей большинства руководителей позиций лидеров, опора на устаревший опыт и интуицию вместо планирования в условиях неопределенности |
Агрессия и соперничество | Кооперация и взаимовыгодное взаимодействие | Безразличие рядовых работников к ситуации в сфере конкурентоспособности своих организаций. Агрессивная борьба высшего менеджмента за индивидуальный реальный контроль рынков и финансовых потоков. Практически полное отсутствие реального партнерства в бизнесе |
Формальная работа и неформальные цели, включая удовольствие от процесса труда, разделены | Формальные цели и рабочие задания, и неформальные цели персонала постепенно смыкаются | Работа предельно формализована и обезличена. Неформальные цели персонала вне поля зрения руководства |
Манипулирование и доминирование во всем | Сотрудничество с природой | Постоянный рост доминирования и манипулирования в управлении в целях получения большей отдачи от работника за меньшую оплату труда |
Борьба за стабильность | Ощущения изменений и становления | Запоздалое приспособление к тому, что уже состоялось |
Количественный подход | Качественный наравне с количественным | Интуитивные и практические навыки управления, базирующиеся на элементарном анализе нескольких финансовых показателей, доминирующих над всеми остальными |
Строго экономические мотивы | Духовная ценность превосходит материальную выгоду | Финансовые мотивы роста доходов руководства определяют все остальные цели организаций. Духовные ценности считаются бесполезным атрибутом управления |
Поляризация персонала в управлении, глубокие конфликты групп и личностей | Переступить через поляризацию | Растущая поляризация и расслоение персонала во всех сферах управления, острые социально-экономические противоречия. |
Близорукость решений | Экологическая чувствительность | Реакция только на экологические кризисы и катастрофы. Низкий порог чувствительности к противоречиям технологии и природы. |
Рациональный | Рациональный и интуитивный | Рациональность подменяется опытом и, гораздо реже, интуицией. Здравый смысл поглощает бюрократия |
Акцент на краткосрочных решениях | Признание того, что долгосрочная эффективность должна учитывать гармонию рабочей среды | Полный отказ от перспективного планирования. Отсутствие прогнозов и сценариев развития. |
Централизованные операции | Децентрализованные операции по мере возможностей | Жесткая централизация даже элементарных финансовых трансакций в целях полного финансового контроля. Недоверие к децентрализации управления. Усиление принципа доминанты первого руководителя во всех сферах. |
Бесконтрольные, необузданные технологии | Подходящие технологии | Устаревшие технологии и технические решения даже на новых производствах. Стремление использовать готовые чужие технологии вместо разработки своих собственных. |
Стандартные локальные методы устранения отдельных симптомов | Попытка понять целое, определить глубокие внутренние причины дисгармонии | Замедленная реакция на отдельные симптомы, бюрократический характер ответных мер, постоянное повторение прошлых ошибок. Узкое шаблонизированное мышление и отсутствие понимания гармонии управления, пренебрежительное отношение к ценностным характеристикам, культуре и научным исследованиям в области менеджмента. |
1 | → | |
2 3 |