Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

НЕКОТОРЫЕ МЕГА-ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: Вестник СПбГУ. Сер5 Вып.4 2000 г. стр. 67-76 (Изд-во в списке ВАК)

Эти примитивные и малопродуктивные подходы разительно контрастируют с практикой ведущих мировых корпораций, которые начинают подбор своих будущих кадров уже в университетах с младших курсов, выделяя для наиболее способных гранты и стипендии, привлекая для развития своих систем управления и создания новых продуктов учебный и научный потенциал учебных заведений, всесторонне изучая и оценивая будущих работников еще в процессе их учебы по конкретным результатам глубоких исследований, которые используются в корпорациях.

Сегодня у многих российских директоров появились крупные финансовые средства, но тратят ли они их на развитие своих систем управления? Характерный пример, директор одного из крупных российских комбинатов воодушевленный поездкой за рубеж и визитом в штаб-квартиру аналогичной компании вернулся и затратил крупные суммы на проведение семинара с участием никому неизвестного зарубежного гастролера, обучающего самым элементарным операциям организации труда в офисах, вместо освоения новых методов менеджмента компании и подготовки персонала в условиях растущей нестабильности рынков. Таким образом, финансовые средства есть, но как всегда они идут не на те цели.

Также нельзя считать правильным типичное сведение всех российских проблем только к дефициту крупных капиталовложений. Не менее значимой причиной является практически полное отсутствие менеджеров способных эффективно эти средства использовать. Уровень отдачи инвестиций в российской экономике по сравнению с зарубежными аналогами крайне низок, а в сочетании с высокими политическими рисками это приводит к тому, что мировые инвестиционные потоки огибают Россию.

Типичные объяснения причин банкротств компаний внезапными изменениями рыночной конъюнктуры или другими внешними неблагоприятными факторами не имеет под собой оснований. Ведь менеджеры должны обеспечивать управление своими компаниями не только в стабильных экономических условиях, но иметь сценарии развития в любой среде и наборы стратегий ответных действий и перехода на другие магистрали управления при любых отклонениях внешних факторов.

Несоответствие практики российского управления основным мировым тенденциями развития менеджмента и отсутствие ясного понимания как это отзовется на экономике целом - один из главных тормозов, сдерживающих рост российской экономики.

Российские руководители должны понять, что их ожидает полоса новых потрясений, к которой надо начать готовиться. Это связано как с быстрым ростом общей финансовоэкономической нестабильности в мире, так и с тем, что никаких существенных изменений в лучшую сторону в сфере российского управления не происходит. Одними из главных причин этого являются:

  • Неуклонное движение российского директората в сторону бюрократии, усиление авторитарного стиля управления, личной власти, которые бесперспективны, ведут в тупик, однако бюрократия, как стиль мышления и образ действия, по-прежнему занимает ведущее место в системах управления всех форм собственности.
  • Неясные внутренние ценности, кроме двух приоритетных переменных - финансов и власти. Неспособность к сбалансированному партнерству и зон влияния, особенно в сфере распределения доходов. Стремление к индивидуальному доминированию во всем, стереотипы мышления, основывающиеся на категориях краткосрочного периода.
  • Отсутствие желания и стремления добиться мирового конкурентного превосходства, ориентация на внутренний рынок, на котором легче сбыть менее качественную продукцию;
  • Недооценка новых методов подготовки и переподготовки кадров, как основы внутреннего развития и формирования человеческого капитала компании, бессмысленная экономия затрат на развитие своих систем управления и подготовку кадров, которая делает компании крайне неустойчивыми и в дальнейшем неизбежно обернется убытками от банкротств. Этот фактор наиболее сильно влияет на сужение перспектив развития любой компании и, в конечном итоге, ведет к потере ее конкурентоспособности и краху.

На кафедре планирования и управления социально-экономическими процессами экономического факультета Санкт-Петербургского государственного Университета разработана и в течение ряда лет применяется инновационная методология подготовки кадров экономистов-менеджеров на основе Деловых Учений по «Экономике, Менеджменту, Маркетингу» (рис.2). На базе высоких информационных технологий и методов создаются многоуровневые среды и системы деятельности российских корпораций и консалтинговых фирм на внутреннем и мировом рынках.

Основная цель - развитие внутренних резервов участников и формирование нового качества человеческого капитала российских компаний.

В ходе погружения в рыночную среду будущих экономистов-менеджеров достигается решение многоцелевых задач, жизненно важных для достижения успеха любой компании, включая:

  • Активное и интенсивное обучение методам формирования команд менеджеров и работы в них. Формирование лидеров нового типа.
  • Интенсивное и творческое освоение новых концепций, методов и моделей, используемых успешно работающими корпорациями Практическая реализация новых методов менеджмента корпораций и фирм.
  • Формирование новой системы импульсов творческого мышления экономистовменеджеров.
  • Выработка новых профессиональных и интеллектуальных навыков экономистов-менеджеров с использованием высоких информационных технологий.
  • Выявление внутренних резервов участников и их раскрытие. Формирование новых качеств человеческого капитала.

В результате длительной работы участники получают уникальные возможности испытать себя в условиях максимально приближенных к реальным, определить свои наиболее сильные стороны и выявить препятствия мешающие формированию эффективных менеджеров.

Деловые Учения от известных деловых игр и деловых ситуаций отличают:

  • отсутствие жестких алгоритмов, правил и ограничений;
  • разнообразие и сложность используемых многоуровневых системных моделей;
  • реальность ситуаций и информации, характеризующих рыночную среду;
  • новые методы раскрытия внутреннего потенциала участников;
  • ориентация на качественно новый рост человеческого капитала, включая развитие интеллекта, выработку способностей лидерства в новых условиях, выявление резервов и сдерживающих факторов развития личностей участников.
Фрагменты профессиональных деловых учений

Рис. 2 Фрагменты профессиональных деловых учений

Применение методологии Деловых Учений в группах вечернего отделения показало, что студенты, добившиеся в ходе их проведения успеха, даже будучи на период участия безработными, получили настолько мощный импульс развития, что в течение краткого периода смогли устроиться на работу и занять должности менеджеров с высокими уровнями оплаты труда. В противоположность им студенты, занимавшие даже, казалось бы, надежные места в своих фирмах, но оказавшиеся в аутсайдерах, потерпевшие банкротство в Деловых Учениях и не желавшие или оказавшиеся неспособными к внесению насущно необходимых изменений в свою деятельность, цели, имидж, использование внутренних ресурсов, потеряли работу.

Эффективность развития человеческого капитала и формирования его новых качеств, прежде всего в сфере экономики и менеджмента - важнейшее направление развития мирового менеджмента, которое определяет стратегию успеха компании. В ближайшем крайне нестабильном будущем, неизбежными характеристиками которого будут практически не прогнозируемые серии крупных кризисов, наименьшие потери понесут организации, которые сумеют радикально изменить свой подход к управлению, разработать новую концепцию развития своего менеджмента, учесть последствия мегатенденций мирового развития.



  1. Peter Drucker. The Frontiers of Management. London, 1986.
  2. Current & Future Trends. First Wave Media. 1998.
  3. Marilyn Ferguson, The New Paradigm: Emerging Strategic for Leadership and Organizational Change. Michael Ray and Alan Rinzler, Eds., 1993, New Consciousness Reader.
  4. The Global Competitiveness Report. 1997.
3
1 2