Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

НЕКОТОРЫЕ МЕГА-ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: Вестник СПбГУ. Сер5 Вып.4 2000 г. стр. 67-76 (Изд-во в списке ВАК)

Наиболее сильное влияние на развитие современного менеджмента в ближайшие десятилетия будут оказывать изменения внешней среды, в которой формируется и развивается менеджмент (рис. 1):

  • Возникновение единого мирового информационного пространства
  • Появление потребителя нового типа
  • Формирование новой среды конкуренции, не имеющей аналогов в прошлом

К наиболее важным мегатенденциям, влияющим на развитие менеджмента, относятся:

1. Техническая революция во всех сферах и вытеснение обычных технологий, высокими технологиями, глобализация электронных коммуникаций, которая создала принципиально новые условия для развития менеджмента:

  • Бизнес становится универсальным, а для глобализации мировой экономики создается единая информационная платформа.
  • Границы государств превращаются во все более и более прозрачные для реализации товаров транснациональных корпораций, в связи с растущей открытостью национальных экономик, прежде всего в мировом информационном пространстве.
  • Маркетинг становится всепроникающим, для него исчезают барьеры расстояний, многократно увеличивается интенсивность и глубина его воздействия. Создаются огромные базы данных, в которых вместо традиционного сегментирования групп клиентов, создаются персонифицированные базы данных о каждом клиенте. Анализируется все от доходов, до личных вкусов и пристрастий. В дальнейшем это используется для создания индивидуальной стратегии воздействия на потребителя. Помимо традиционных методов рекламы начинают применяться методы нейролингвистического программирования личности, включающие прямое и косвенное импульсное воздействие цветом, звуком и специальными комбинациями слов на подсознание и сознание личности, в первую очередь на принятие ею решений о своих предпочтениях. При этом электронная реклама становится элементом жизни. Так в течение всего 10 минут работы в Интернет человек подвергается в среднем воздействию от 120 до 200 рекламных импульсов. Поэтому одной из наиболее острых проблем новых промышленно развитых стран является индивидуальная защита от маркетингового проникновения помимо телевидения и радио, через средства индивидуальной электронной связи человека с окружающим миром, прежде всего, в системе Интернет.
  • Крайне обострится конкуренция между компаниями, в том числе между малым, средним и крупным бизнесом. В результате экономии затрат на рекламу (реклама в системе Интернета в тысячи раз дешевле обычной) малый и средний бизнес получают дополнительные преимущества. Время превращается в важнейший и наиболее важный ресурс компаний. В борьбе за клиента выиграет та компания, которая сумеет первой и наиболее убедительно доказать потребителю преимущества своего продукта. Жесткая конфронтация между крупным бизнесом с одной стороны и малым и средним бизнесом с другой, неизбежна, так как их интересы начнут пересекаться в универсальном информационном пространстве.

ИЗМЕНЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, включающие:

  • Новую культуру управления, основанную на интеллекте, переходе от традиционного руководства к партнерским отношениям сетевого типа, этике достижения гармонии в обществе.
  • Новые критерии эффективности компаний: мобильность, фокусирование на индивидуальном клиенте, способность предугадать изменения внешней среды и предпочтения потребителей, развитие партнерства и отказ от старых принципов конкурентной борьбы, основанных на вытеснении и разорении конкурентов.
  • Новый мощный инструментарий менеджеров – дистанционный менеджмент на основе телекоммуникаций и Интернета, сводящий к минимуму фактор географического расстояния в управлении, определяющий появление офисов, компаний, мгновенно изменяющих свою структуру в соответствии с изменениями рынков.
  • Новые организационные структуры управления, переход от пирамидальных к распределенным сетевым структурам, дистанционно регулируемым из единой штаб-квартиры (стратегического центра), но в гораздо большей степени самоуправляемым и, более того, самопроектируемым и саморазвивающимся.
  • Новый вид трудовых ресурсов и новый вид человеческого капитала, отличающихся высокой избирательностью в выборе места работы, способностью необычайно гибко маневрировать своими интеллектуальными ресурсами, переходящих к непрерывному интенсивному обучению. Эти новые качества могут в ближайшем будущем в корне изменить существующую упрощенную, дискретную систему двухступенчатого основного (бакалавр, магистр) и дополнительного видов образования, и вызвать появление целого множества градаций и направлений, отвечающих растущим сложности и разнообразию мировой экономической и социальной сред.

Рис. 1 Влияние основных мегатенденций развития общества на изменения менеджмента

Следствиями действия этих мегатенденций для менеджмента в ближайшие годы будут:

  • неизбежный рост еще большей концентрации промышленного производства в крупных корпорациях, формирование транснациональных суперкорпораций, появление всевозможных объединений и возникновение новых организационных структур управления на основе альянсов компаний;
  • изменение структуры и приоритетов трудовых ресурсов в бизнесе. Ранее результаты промышленной революции были основаны на ведущей роли «синих воротничков» (инженерно-технические работники), затем ведущую роль стали выполнять белые воротнички (менеджеры и офисные работники). В 21 веке на первые роли неизбежно выйдут «золотые воротнички» - новый вид человеческих ресурсов, особо высококвалифицированной и высокоспециализированной рабочей силы, прежде всего в сферах высокоинтеллектуального инновационного труда (информатика, менеджмент, изобретательство). Для "золотых воротничков" характерны высокий интеллект и творческий стиль мышления во всех сферах деятельности, сильная, нередко полная зависимость фирмы от результатов их индивидуального труда. Творческое же мышление можно определить как нахождение нестандартных путей решения конкретных текущих и перспективных проблем компании на основе создания динамического (постоянно обновляемого) поля новых альтернатив и выбора из них решений, обеспечивающих лидерство в конкурентоспособности, развитии ее организационной культуры, социальной ответственности.
  • В менеджменте особое значение будет иметь многоцелевая эффективность управления на основе нестандартных решений, обеспечивающих баланс целей организации с ее ценностями, экономию дефицитных ресурсов, среди которых фактор мобильности (экономия времени) будет обладать наибольшим приоритетом. Стандартные методы расчета эффективности, как простого отношения результатов к затраченным на их достижение ресурсам, уступят место сложным расчетам, учитывающим сочетание достигаемых целей организации с внутренними ценностями персонала. Вместо простого учета затрат ресурсов, новая оценка ресурсов должна будет учитывать перспективы резкого изменения цен на ресурсы в будущем ввиду исчерпания их запасов:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ = Σ Конечные результаты достижения комплексов целей с учетом их сбалансированности с внутренними ценностями организации и персонала / Σ Затраты ресурсов с учетом их прогноза их дефицита, возобновляемости, динамики изменения цен на мировых рынках

Эффективность все больше трансформируется в функцию способности команды менеджеров генерировать нестандартные решения, которые создают конкурентные преимущества по отношению к компаниям, применяющим стандартные процедуры управления.

2. Возникновение нового, быстро расширяющегося слоя массового потребителя нового типа, для которого характерны:

  • высокая избирательность и требовательность в выборе товаров. Дешевизна индивидуального подключения к мировой информационной среде, глобальное расширение сетей продвижения и дистрибуции товаров, снижение цен на транспорт обеспечат ему контакты с любыми мировыми производителями. Это означает переход конкуренции с национальных рынков на мировые практически по всем видам продукции. Более того, индивидуальная возможность потребителя проводить собственный мощный маркетинговый поиск на основе профессиональных поисковых систем, обеспечивающих обработку десятков тысяч возможных продавцов, их сравнения, сопоставления общественного мнения о них превратит каждого клиента уникальный маркетинговый объект. Возникает новый слой потребителя – своего рода сетевого человека ("Net – HOMO"), принимающего все свои основные решения на основе уже не столько рыночной, сколько информационной конъюнктуры и индивидуальной системы, постоянно изменяющихся приоритетов выбора. Во многих случаях это приведет к падению эффективности затрат и обесцениванию усилий компаний, направленных на внешние маркетинг и логистику.

3. Новая среда конкуренции

  • Резко усилится действие таких факторов, как имидж компании и ее рейтинг в мировой экономике. Но сам имидж, как и финансовое положение компаний, станут крайне неустойчивыми в связи с новыми возможностями акционеров дистантно контролировать ее деятельность в мельчайших подробностях, реагировать на малейшие изменения на рынке и мгновенно реализовывать свои решения по продажам и покупке акций в зависимости от непрерывно меняющейся конъюнктуры, имиджа и рейтинга компаний. Спекуляции и игра на изменениях имиджа неизбежно приведут к крупным банкротствам компаний, которые сегодня представляются сверхнадежными.
  • Конкуренция станет еще более острой, но в силу стремления менеджеров к поискам рациональных решений в поле непрогнозируемых альтернатив, вместо противодействия друг другу крупные корпорации начнут все шире развивать альянсы и кооперацию, стремясь защитить себя от финансовых спекулянтов.
  • Основная битва в конкурентной среде бизнеса развернется между производителями и финансовыми спекулянтами. Насколько жизненно важна для первых устойчивость компании для получения кредитов, сохранения клиентов, настолько она вредит финансовым спекуляциям, которые возможны только в нестабильной среде. Отсюда следует главный вывод: мировая экономическая нестабильность будет формироваться, прежде всего, на финансовых рынках, большей частью подобно смерчу возникая без видимых причин и так же внезапно заканчиваясь. В целом мир входит в полосу крайней финансовоэкономической нестабильности, в которой банкротства будут терпеть не только компании, но и целые страны и регионы, как это показали и кризисы последних лет. Классические принципы конкуренции, выдвинутые в свое время М. Портером (модель 5 сил конкуренции) во многом изменятся. Так, способность поставщиков торговаться будет вытесняться способностью поставщиков уступать и их общей ориентацией на средние мировые цены. Отраслевая конкуренция в чистом виде уходит, так как растущая диверсификация сверхмощных корпораций и отсутствие информационных барьеров для входа на рынки делают невыгодной узкоотраслевую ориентацию, а за конкуренцией одних и тех же отраслевых продуктов будут стоять совершенно различные диверсифицированные многоотраслевые корпорации и финансово промышленные группы.
  • Резко изменится и организация управления. В отличие от традиционных пирамидальных структур функционального, дивизионального, матричного типов в управлении начнут доминирующее значение выполнять так называемые сетевые структуры, в которых функции централизации резко сужаются, вплоть до их полного растворения в системе партнерства и совместной деятельности, сферы влияния динамично изменяются. Уже сегодня прообраз структуры системы управления будущего можно увидеть в системе современных стратегических альянсов (объединение ресурсов корпораций и тех или иных их функций в целях обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности и превращения своих конкурентов в партнеров). Во многих альянсах практически невозможно определить, какая организация доминирует в том или ином экономическом процессе. В появлении и развитии альянсов концепция сетевых структур управления нашла свое наиболее широкое применение. Аналогичные сетевые структуры развиваются и внутри корпораций при организации взаимодействия команд менеджеров и специалистов, работающих пор различным проектам.

Неэффективность современного российского управления показывают как мировые рейтинги, так и предельно длительный кризис экономики, нет имеющий по своим масштабам и срокам мировых аналогов. По оценкам зарубежных экспертов по общей конкурентоспособности Россия занимает 53 место (последнее в рейтинге промышленно развитых стран), по уровням технологий - 50 место (опередив некоторые республики СНГ). Причем эти оценки также, и не случайно, сопровождаются предельно низким рейтингом уровня управления российскими предприятиями в целом - 49 место4.

Истоки длительных неудач в российской экономике с позиций мирового уровня управления заключаются в действии ряда факторов:

  • сохраняющееся непонимание российскими руководителями, прежде всего, директорами, сущности и тенденций развития современного мирового менеджмента и его роли в обеспечении экономического роста, диспропорции между личными интересами и социальной ответственностью современных российских менеджеров;
  • традиционно неэффективная практика российского управления, основывающаяся на устаревшем опыте, подменяющем современный менеджмент;
  • низкая эффективность методов подготовки кадров менеджеров и практически полное отсутствие активных методов повышения квалификации управленческого персонала российских компаний и государственных предприятий.

Российские руководители по прежнему индифферентны к управленческим инновациям на базе высоких технологий и ничего не делают для подготовки своего корпуса менеджеров нового типа, предпочитая, стратегии развития человеческого капитала, опору в подборе кадров на знакомства, предложения рекрутинговых агентств по поиску персонала или примитивное тестирование, содержащее ряд вопросов по знанию специальных терминов и характеризующие общую эрудицию. В качестве примера можно привести несколько вопросов из теста одного из российских банков: «Назовите самую высокую гору в мире», «Почему день сменяет ночь, а зима лето?» или «Что такое рентабельность?».

2
1   3