Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Мировой продовольственный кризис и аграрная стратегия России

Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Среднее душевое потребление также сильно изменилось за 16 лет, а именно: потребление мяса упало в 2006г. до 73,3% от уровня 1990г., молока - до 60,9%, яиц - до 89,6%, сахара - до 80,8%, рыбы - до 65%. С другой стороны, россияне стали потреблять больше фруктов (на 37,1%), овощей (на 15,7%), вынужденно - картофеля (на 25,5%) и хлеба (на 1,7%). Пищевой рацион среднего российского гражданина улучшился по овощам и фруктам, но «испортился» за счет большего поедания картофеля и хлеба. Необходимо отметить, что речь идет о среднем потреблении, которое, однако, очень различается по группам населения с разными доходами.

Заметим также, что среднее душевое потребление мяса снизилось лишь на 32,1%, тогда как его производство в стране упало почти в два раза. Эта разница показывает, в какой степени падение производства продукции отечественного животноводства было замещено громадными размерами импортного «мясного» нашествия.

Из данных таблицы 2 также можно увидеть, как далек еще средний рацион россиянина от рекомендованного наукой здорового образа питания: по итогам 2006г. каждый гражданин РФ недоедал до научно обоснованной нормы мяса и мясопродуктов - 26 кг, молока и молочных продуктов - 154 кг, яиц - 40 штук, рыбы - 10 кг, масла растительного - 0,6 кг, овощей - 36 кг и фруктов - 23 кг. Зато он же «переедал» хлеба и хлебопродуктов 11 кг, а картофеля 16 кг.

Таким образом, если подходить к аграрной отрасли РФ как к единому целому, то можно отметить неполное соответствие объемов отечественного предложения продовольственных товаров объемам платежеспособного спроса, а именно:

  • предложение зерна полностью покрывает внутренний спрос только на хлеб и хлебопродукты и перекрывает рациональную норму;
  • предложение (внутреннее производство) мяса и мясопродуктов покрывает внутреннее потребление на 63,6% и рекомендуемую норму потребления - лишь на 43,2%;
  • предложение молока и молочных продуктов покрывает внутреннее потребление на 94,5% и рекомендуемую норму потребления - лишь на 57,1%;
  • предложение яиц (в основном куриных) почти равно внутреннему потреблению, но далеко отстоит от рациональной нормы;
  • предложение овощей (не говоря об ассортименте овощного набора!) также почти равно внутреннему потреблению, но много еще недобирает до научно обоснованного рациона питания;
  • среднее душевое производство картофеля значительно выше, чем фактически потребляют его в России и еще больше превышает рекомендуемую учеными норму.

Тем не менее, было бы грубой ошибкой делать из сказанного выводы о стратегии развития отдельных подотраслей аграрного сектора экономики. Например, о том, что у нас в стране имеется излишний картофель или о возможности экспортировать зерно (при хорошем урожае). Дело в том, что все подотрасли сельскохозяйственного производства тесно связаны между собой через единую базу, а именно: через пахотные земли, уровень их использования и размеры почвенного плодородия. Мы выдвигаем данное положение как главный принцип организации аграрного сектора РФ (и РБ), который должен быть положен в основу при разработке аграрной стратегии.

Пахотная земля (пашня), а точнее - почвенное плодородие земли (пашни) или ее производственный потенциал, этот основной капитал каждого производителя продовольственной продукции, - вот что объединяет зерновое производство, животноводство, производство технических культур, картофеля и овощей. Именно пашня является ограниченным ресурсом Земли, ограниченным в том числе и для столь богатых в этом отношении государств, к каким принадлежит (по большому счастью) Россия.

Внешняя сторона продовольственной проблемы сводится к усиливающемуся влиянию на положение в России со стороны мировых продовольственных рынков. Если говорить предельно лаконично, то ситуацию в мире можно свести к параллельно происходящим, но при этом разнонаправленным тенденциям развития:

  • народонаселение мира ежегодно прирастает примерно на 70-90 млн человек (в абсолютной своей доле за счет бедных регионов Азии, Африки и Латинской Америки). Несмотря на сравнительно ограниченную платежеспособность этих регионов, приоритет потребности в питании ведет к общему приросту потребностей в продовольствии на Земле;
  • рост объемов валового национального продукта и национального дохода ряда быстро развивающихся стран Азии (Китай, Индия и др.) ведет к росту удельного спроса на продовольствие у населения этих стран. По мере роста средних реальных душевых доходов населения указанных государств оно (население) медленно, но верно изменяет ассортимент своего питания в сторону продовольственных товаров лучшего качества, включая рис, масло и мясо. Структура сводной потребности в мире разворачивается в направлении все более ресурсоемких продуктов, таких как товары из зерновых культур высшего качества, молочные и мясные товары глубокой переработки. С точки зрения потребности в базисном ресурсе - в пахотных землях - такое направление увеличивает общую потребность в земельных ресурсах;
  • неразумное, а нередко и просто хищническое использование земель (рост территорий свалок и пустошей, расползание городских агломераций и дорог, строительство наземных линий электропередач и продуктопроводов, разливы нефти и нефтепродуктов, выбросы загрязненных технических вод, лесные пожары и др.) ведет не только к росту темпов выбытия пахотных земель, но и в целом к уменьшению площадей земель, пригодных для ведения сельского хозяйства. Нагрузка на уменьшающиеся земельные угодья возрастает и далеко не в полной мере покрывается за счет роста урожайности и продуктивности скота и птицы. По этой причине предложение на продовольственных рынках также все больше начинает отставать от растущего спроса;
  • увеличение абсолютных площадей посевов технических культур, которые при существующей технологии выращивания ускоренно разрушают не только почвенное плодородие, но и структуру земли в целом, также приводит к сокращению природного земельного ресурса;
  • узкоэгоистичным, по существу, антисоциальным является растущее производство биотоплива, включая производство топлива на базе переработки рапса (кроме варианта с созданием такого производства на основе дополнительных массивов пахотных земель). Такое направление продиктовано активными действиями властей США и стран Западной и Центральной Европы, которые дефицит бензина и других продуктов переработки дорожающей нефти стремятся хотя бы частично перекрыть за счет производства у себя биотоплива (вместо того, чтобы сократить безразмерно раздутое потребление нефтепродуктов). В частности, «европейцы последовательно увеличивают долю растительного масла в своей солярке, но их биотопливные заводы загружены лишь на 40%. Они охотно покупают масличное (российское - Г.Б.) сырье. А рапсовое масло по составу наиболее близко к привычному дизельному топливу». И вот уже «в государственной программе развития сельского хозяйства есть раздел, посвященный увеличению производства рапса. Если в прошлом году собрали 720 тыс. тонн семян, то в этом году намерены убрать уже полтора миллиона тони. А через три года урожай рапса достигнет 3,5 млн тонн» (Российская газета. -2008. - 9 апр.). Стоит подсчитать, какая часть этого прироста будет покрыта за счет вовлечения в оборот пустующих ныне пахотных земель? Трудно доверять обещаниям властей о сбалансированном развитии факторов аграрной отрасли, если до сих пор ничего подобного не наблюдалось. Бизнес же (и его можно понять), конечно, станет развивать те производства, которые рентабельнее и надежнее, но отнюдь не те, которые остро необходимы для решения социальных задач;
  • медленное реагирование на рост «парникового эффекта» ведет к разбалансировке природы и к серьезным переменам в климате. В начале лета в центре Европы - заморозки, на Урале - жара, а в Австралии - сильнейшая засуха. По расчетам директора ГУ «Башкирский инженерный центр по технологии переработки органики» О.Тарханова, только на территории РБ выход навоза от всего скота превышает 8200 тонн в год, что при условии разложения 3/4 органического вещества (при существующей организации и технологии использования этого навоза) приводит к выбросу в воздух более 3 тыс. тонн углекислого газа, что эквивалентно сжиганию примерно 1,7 млрд кубометров природного газа.

    Рост числа и глубины природных и техногенных катаклизмов, вызываемых неразумным хозяйствованием человека на Земле, также неумолимо ведет к усилению продовольственного кризиса в мире;

  • метод компостирования навоза, преимущественно применяемый сегодня, совершенно неприемлем для населения и окружающей среды. Вместе с другими нарушениями естественного процесса воспроизводства почвенного плодородия и системы агроценозов в целом он приводит к тому, что в почву возвращается не более 10-20% от стартового объема почвенного плодородия. В итоге из оборота очень быстро и необратимо выводятся лучшие сельскохозяйственные (пахотные) земли. По расчетам ряда ученых, только за последние 30 лет из оборота на Земле выведено до 38-40% общего массива сельскохозяйственных угодий - порядка миллиарда гектаров! (Независимая аграрная газета. - 2008. - 2-8 мая);
  • добавим пакет специфичных для России и для Башкортостана причин продовольственного кризиса, вызванных неполнотой и незавершенностью реформ в аграрном секторе экономики, - это проблемы становления рынка земельных участков на селе; беспредельно низкий уровень оплаты производителей сельскохозяйственных продуктов и настолько же завышенные «аппетиты» многочисленных посредников и перекупщиков; отставание села от города по уровню бытовой и общей культуры; незначительный возврат молодых специалистов в деревню из-за невозможности найти работу по специальности, малых заработков, отсутствия жилья и др., и мы получим более или менее полную «картину» сельской жизни современной России.

Но как раз отталкиваясь от совокупности этих причин, принимая во внимание приоритет у государства (на всех уровнях иерархии власти) задачи достаточности продовольственных товаров на национальных рынках перед другими выдвигаемыми сегодня задачами, понимая, что важнейшим ресурсом является не абстрактная «земля» как теоретическая категория и просто территория, но конкретные земельные участки с точно оцененным и принятым на баланс производителей сельскохозяйственной продукции почвенным плодородием, то есть с потенциальной энергетикой земли, необходимой для производства урожая, в основу будущей аграрной стратегии РФ, по нашему мнению, должны быть положены следующие принципы:

  • в пределах территории РФ и каждого ее субъекта должна проводиться единая земельная (территориальная) государственная политика, целью которой является максимизация доли сельскохозяйственных угодий и соответствующая минимизация всех прочих «сидящих на земле» субъектов и объектов - городов и других населенных пунктов, дорог и сооружений, резервных территорий любого вида, территорий с особыми режимами пользования (для нужд обороны и аналогичных). Исключение составляют лишь лесные площади, которые должны распределяться в перспективе на основе оптимального подхода совместно (в паре) с размещением сельскохозяйственных угодий.

    Необходимо в короткие сроки разработать новую научную теорию, стратегию и политику оптимального распределения территории России и каждого из ее субъектов между землями, отводимыми под производство зерновых, технических культур, городские поселения, транспортную инфраструктуру и т.д., но при абсолютном приоритете сельскохозяйственных угодий и аграрной отечественной экономики как важнейшей (но не единственной, ибо импорт в разумных пределах допускается и даже поощряется) базы для обеспечения рационального питания населения страны;

  • аналогично принципу 1 необходимо оптимизировать структуру сельскохозяйственных угодий или их распределение между пашней, кормовыми угодьями и резервными площадями. Полагаю, что такая оптимизация должна проводиться на уровне субъектов РФ (общие принципы оптимизации), административных территориальных единиц (муниципальных образований) и отдельно взятых сельскохозяйственных предприятий - производителей (на территориях, находящихся в их собственности либо в аренде).

    Ведущие научные институты России и государственные ведомства, причастные к землепользованию и к организации аграрной отрасли экономики, могут и обязаны максимально скоро разработать общие принципы оптимизации сельскохозяйственных угодий, а сам процесс оптимизации «на местах» целесообразно провести в течение 2008-2009гг.;

  • распределение пахотных земель должно отвечать стратегическим целям национального сельского хозяйства, а не интересам отдельных местных кланов и элит, отраслевых бизнес-групп и отдельных корпораций.

    С точки зрения решения задачи государственной продовольственной безопасности, по нашему мнению, в течение 2009-2015гг. (максимальный срок) внутреннее сельскохозяйственное производство может и должно обеспечить покрытие:

    • потребности в зерне (исходя из потребления хлеба и хлебопродуктов на уровне 110-112 кг на человека в год, на базе выпечки хлеба из муки нужного качества и ассортимента) - полностью;
    • потребности в зерне для получения кормов для российского животноводства исходя из примерной нормы в 5-6 кг на килограмм производства мяса говядины, свинины и баранины и 6-7 кг в расчете на килограмм мяса птицы. Само производство мяса животных и птиц в стране должно обеспечить не менее 80% от общего объема потребностей по научно обоснованным нормам потребления мяса и мясопродуктов (табл. 2);
    • потребности в зерне для получения российского молока и молочных продуктов в размерах, соответствующих не менее 90% от общего объема потребностей населения России по научно обоснованным нормам потребления молока и молочных продуктов;
    • потребности в сахаре, подсолнечном и иных растительных маслах, в других технических культурах, а также в рыбе, картофеле и овощах на уровне не ниже 80% от общего объема соответствующих потребностей по научно обоснованным нормам потребления различных технических культур и произведенных из них продуктов;
    • потребности во фруктах должны обеспечиваться национальным производством на уровне не ниже 50% от потребности в них по научно обоснованным нормам (в кг на душу населения, по сумме всех видов фруктов в целом);
  • экспортная политика обязана отвечать достижению стратегических целей России, а именно:
    • экспорт зерна по свободным рыночным ценам разрешается только после достижения в совокупности целей, описанных в п.п. 3 «а», «б» и «в». До достижения указанного уровня внутреннего производства зерна разрешается экспорт с таможенной наценкой, равной или превышающей внутреннюю среднюю рыночную цену (по существу, с запретительной таможенной наценкой);
    • экспорт технических культур, включая рапсовое масло и аналогичные сырьевые продукты для производства биотоплива, равно как картофеля, овощей и производимых из них продуктов, а также рыбы по свободным рыночным ценам разрешается только после достижения целей, описанных в п.п. 3 «а», «б», «в», и «г». До достижения этих целей экспорт разрешается с таможенной наценкой, равной или превышающей внутреннюю среднюю рыночную цену. В том числе экспорт сырья для производства биотоплива разрешается исключительно за счет вовлечения для этих целей дополнительных площадей пахотных земель.

До разработки, утверждения и ввода в силу (в статусе федеральных законов РФ) «Программы обеспечения государственной продовольственной безопасности РФ на 2009-2015 годы», «Прогноза развития аграрного сектора экономики России на 2009­2030 годы» и «Стратегии развития производства и переработки продуктов сельского хозяйства РФ на 2009-2020 годы», по нашему мнению, необходимо:

  • провести инвентаризацию (в том числе с использованием спутниковых данных), перепись и рыночную оценку всех земель России с выделением сельскохозяйственных угодий в целом и пахотных земель;
  • провести сравнительный анализ стратегических, среднесрочных и оперативных мер по преодолению продовольственного кризиса, предпринимаемых другими странами мира;
  • разработать, утвердить в статусе Федерального закона РФ и в течение 2008­2010гг. выполнить «Программу антикризисных продовольственных мероприятий России на 2008-2010 годы» (программу оздоровления основных продовольственных рынков страны и ее регионов).
3
1 2