Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Модернизация профессионального образования: новые реалии и перспективы

Автор(ы): З. А. Аллаяров, министр образования Республики Башкортостан, канд. пед. наук

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

В современных условиях ключевым ресурсом экономики признаются граждане, получившие профессиональное образование и стремящиеся к повышению уровня своих навыков и получению новых. Именно структуры, обеспечивающие эту потребность граждан в новых знаниях и навыках, в непрерывном образовании, становятся для экономики и социальной сферы основным сектором предоставления услуг и ресурсом ее развития. Усилия учреждений профессионального образования направляются на достижение основополагающих социально значимых целей: обеспечение доступности образования, повышение его качества, конкурентоспособности и эффективности.

Современная система профессионального образования находится на этапе принципиальных перемен. Это прежде всего:

  • кризисные изменения в мировой и российской экономике, трансформирующие спрос на рынке труда по профессионально-квалификационной структуре, содержанию, качеству и объемам подготовки кадров;
  • демографические процессы, вносящие изменения как в поведение образовательных учреждений на конкурентном рынке образовательных услуг, так и в поведение учащихся и их родителей как потребителей на этом рынке;
  • новая государственная образовательная политика, обозначенная в приоритетном национальном проекте «Образование», программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годах», национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» и сформулированная в виде региональной модели современного образования в Республиканской программе развития образования на 2009–2013 годы.

В ближайшие пять лет учреждения профессионального образования должны быть готовы к тому, что изменятся такие институты образования, как: действующее в сфере образования законодательство; структура сети и типология учреждений; содержание и технологии образования; формы социального партнерства учреждений профессионального образования с учреждениями науки и производства; требования к качеству и оценке результатов профессиональной подготовки; образовательные стандарты и программы; механизмы финансирования учреждений профессионального образования; статус педагогического работника.

2009 год, четвертый год реализации приоритетного национального проекта «Образование», стал началом перехода к современной модели образования1.

Как отметил в своем Послании Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан 26 марта 2009 года Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов, «образование предстоит вывести на уровень, обеспечивающий инновационное развитие республики. Первый шаг к созданию такой модели образования уже сделан – принята программа, рассчитанная на прорыв по всем направлениям».

Достигнуто реальное улучшение в ресурсной обеспеченности учреждений профессионального образования – Уфимского государственного авиационного технического университета, пяти колледжей и техникумов, 8 профессиональных училищ и лицеев. Всего на реализацию их инновационных программ были выделены средства из федерального бюджета в объеме 913,5 млн рублей, а региональное софинансирование составило 470,3 млн рублей, из них 52 млн рублей из бюджета Республики Башкортостан.

Это позволило осуществить полную модернизацию учебно-лабораторной и учебнопроизводственной базы, расширить подготовку специалистов в перспективных для экономики и социальной сферы республики областях – машиностроении, нефтехимии, энергетике, деревообработке, полиграфии, образовании. Возможность обучения на современном оборудовании по передовым технологиям производства позволяет повысить привлекательность выпускников для работодателей, а предприятиям даст возможность использовать базу учебных заведений для переподготовки.

Укрепление ресурсной базы образовательных учреждений во многом произошло благодаря ежегодным победам в конкурсных отборах. Наиболее ярким примером инновационного прорыва, важным событием прошлого года стала победа 11 учреждений начального и среднего профессионального образования нашей республики в конкурсном отборе. Из более чем 40 регионов страны, принявших в нем участие, Республика Башкортостан занимает второе место. Все это говорит о высоком уровне инновационной активности наших учреждений.

Реализация инновационных образовательных программ предполагает создание ресурсных центров в интересах экономики республики, повышение эффективности трудоустройства выпускников на рынке труда по актуальным направлениям, усиление взаимодействия с социальными партнерами и работодателями.

Значимой задачей является обеспечение взаимодействия системы начального профессионального и среднего профессионального образования с широким кругом социальных партнеров – с предприятиями, профессиональными сообществами, службами занятости населения. Такое взаимодействие направлено на установление долгосрочных связей с реальным производством, повышение учебно-материального потенциала учебных заведений, использование современной технологической базы предприятий для практической подготовки студентов. В рамках организации государственно-частного партнерства за республиканскими учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования на правительственном уровне закреплены предприятия и организации (за ссузами – 28, профессиональными училищами и лицеями – 91). Все учреждения начального профессионального и более 80 % среднего профессионального образования формируют предложения по контрольным цифрам приема в отношении ведущих специальностей по заказу отраслевых партнеров.

Образовательными учреждениями Республики Башкортостан заключено более 800 договоров и генеральных соглашений с работодателями о подготовке кадров и сотрудничестве. В целях концентрации ресурсов на перспективных направлениях подготовки кадров в соответствии с потребностями формирующейся инновационной экономики создаются многоуровневые образовательные учреждения. Активизирована работа по созданию многоуровневых учреждений профессионального образования на основе кластерного подхода: «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы – педагогические колледжи», «Башкирский государственный аграрный университет – три сельскохозяйственных техникума», «Уфимский государственный авиационный технический университет – пять ссузов промышленного профиля».

В качестве нового направления национального проекта, реализация которого начнется уже в этом году, предстоит создание сети национальных исследовательских университетов, предусматривающих интеграцию науки и образования. Как подчеркнул Президент страны Д.А.Медведев на IX съезде Российского союза ректоров, «логика развития национального проекта «Образование» привела к появлению еще одной модели, которая в пилотном варианте получила наименование национальных исследовательских университетов». Надеемся, что уникальный опыт Уфимского государственного авиационного технического университета по реализации инновационной образовательной программы позволит ему успешно участвовать и победить в новом конкурсе на получение статуса национального исследовательского университета.

Формирующаяся стратегия развития профессионального образования2 четко выстраивается по трем целевым показателям: во-первых – это достижение требуемого качества подготовки специалистов и рабочих кадров, во-вторых – прогнозирование кадровых потребностей экономики и в-третьих – обеспечение трудоустройства выпускников. Указанная стратегия была четко сформулирована в Плане межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования в Республике Башкортостан на период до 2012 года, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 256 от 24 июля 2008 года. В нем заложена идея дальнейшего развития и распространения кластерного подхода к подготовке кадров. Вот «три кита» этого плана: прогнозирование потребности отраслей экономики в рабочих и специалистах; формирование на основе прогноза государственного заказа на подготовку кадров; совершенствование государственно-частного партнерства путем создания кластеров, включающих профильные министерства, профессиональные учебные заведения всех уровней и предприятия.

Сегодня система профессионального образования как движущая сила общества востребована новой экономикой и становится главным способом социализации молодежи, ее вхождения во взрослую жизнь. Подготовка кадров для экономики и социальной сферы республики ведется в соответствии со Сводным прогнозом потребности отраслей промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса в рабочих кадрах и специалистах на перспективу до 2020 года, сформированным Министерством экономического развития Республики Башкортостан и принятым Правительством республики.

В новом 2009/2010 учебном году будет сохранено количество бюджетных мест в подведомственных учреждениях начального и среднего профессионального образования на уровне прошлого года, в том числе сохранена доля и расширен перечень реализуемых образовательных программ в учреждениях на селе.

В последнее десятилетие в профессиональном образовании Башкортостана происходят существенные изменения, решаются многие назревшие проблемы. Вместе с тем профессиональное образование еще не полностью отвечает требованиям современной экономики, в этой связи необходима корректировка, уточнение направлений реформирования и подготовки конкурентоспособных кадров.


1 Система образования Республики Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации и включает в себя более 4500 образовательных учреждений всех уровней. Сегодня в них обучаются и воспитываются более 870 тыс. человек, работают 192 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала.

2 В настоящее время в Республике Башкортостан подготовка рабочих кадров и специалистов осуществляется более чем по 300 профессиям и специальностям в 217 учреждениях профессионального образования. Учреждения профессионального образования ежегодно выпускают на рынок труда около 70 тысяч рабочих и специалистов.

1
  2 3