Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Модернизация профессионального образования: новые реалии и перспективы

Автор(ы): З. А. Аллаяров, министр образования Республики Башкортостан, канд. пед. наук

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Под особым контролем находится и вопрос трудоустройства выпускников учреждений профобразования. По данным на 1 августа риск быть нетрудоустроенными имеют 6 % выпускников (по РФ более 10 %). О количестве таких выпускников в разрезе учреждений и специальностей извещены республиканское управление занятости и администрации районов, городов. Для 2800 выпускников предложены 263 предприятия для стажировки.

Для более эффективного использования государственных средств, выделяемых на реализацию государственной программы снижения напряженности на рынке труда, предлагается использовать учреждения, переоснащенные за счет средств национального проекта, для переподготовки, повышения квалификации и опережающего обучения высвобождаемых работников и лиц, находящихся под риском увольнения. Учреждения профессионального образования имеют возможность переподготовить до 104 тыс. человек в год.

Уже в этом году для республиканских МТС была организована переподготовка кадров для работы на импортной технике на базе агроуниверситета и 13 училищ. Следует отметить, что в области аграрного профессионального образования сложился эффективно действующий кластер, включающий профильное министерство, образовательные учреждения различного уровня, сельхозпроизводителей. В результате сегодня принят Указ Президента Республики Башкортостан о поддержке специалистов, 4 училища победили в нацпроекте «Образование», училищам передается техника и оборудование. Такую же систему работы должны создать и другие отраслевые ведомства.

Задача приоритетного развития профессионального образования определена как ключевая в поручениях Президента Российской Федерации, что обусловлено рядом объективных причин:

  • во-первых, стало очевидным, что решение актуальных социальноэкономических задач напрямую зависит от качества профобразования. Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена3 во многом определяет темпы экономического роста республики и качество жизни населения;
  • во-вторых, высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – самый большой сегмент производительных сил нашего общества. Их доля в числе занятых в экономике равна почти 70 %.

Необходимость опережающего развития профобразования обусловлена наличием устойчивого стремления молодежи к обучению в колледжах, техникумах и училищах, где сохраняется полная возможность раннего включения обучающихся в профессиональную деятельность, приобретения базовых профессиональных компетенций, а также социализации личности и ее гражданской зрелости.

Вместе с тем ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы требует принятия стратегических решений. Так, в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан в 2009 году предстоит обеспечить перевод на новый порядок бюджетного нормативного финансирования республиканских учреждений начального и среднего профессионального образования, ориентированных на результат.

Отмечается и увеличение внимания работодателей к рабочим и специалистам среднего звена. Следует признать, что уровень их подготовки и квалификации не всегда соответствует современным требованиям работодателей. Вместе с тем спрос на высококвалифицированных рабочих весьма велик. А интеграция учреждений начального и среднего профобразования и создание многоуровневых учебных заведений, безусловно, обеспечат подготовку высококвалифицированных рабочих.

Учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня4.

Характерно, что все победители олимпиад обучаются в учреждениях профессионального образования, ставших победителями конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Сегодня наиболее востребованы на рынке труда рабочие кадры высокой квалификации таких профессий, как водители автотранспортных средств, строители всех специальностей, наладчики станков с программным управлением, операторы нефтяных и газовых скважин, бурильщики эксплуатационных и разведочных скважин, аппаратчики по переработке нефти и нефтепродуктов, электрогазосварщики, мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Повышенным спросом пользуются профессии в сферах эксплуатации транспорта, автоматики и управления, в машиностроении, строительстве, технологии машин и оборудования. Если говорить о перспективе, то с каждым годом растет спрос на технические специальности. Очень востребованы на рынке труда специалисты в области информационных технологий.

Одним из направлений проводимой в системе образования реструктуризации стало создание автономных государственных образовательных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений. В настоящее время на базе двух медицинских колледжей созданы государственные автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования – Стерлитамакский и Туймазинский колледжи, проходит процедуру изменения типа государственного учреждения одно из крупнейших учреждений СПО республики – Башкирский строительный колледж.

В соответствии с Планом мероприятий по реструктуризации бюджетной сети Министерства образования Республики Башкортостан на 2009–2011 годы планируется создание ряда государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования. В первую очередь будет изменен тип тех государственных учреждений, которые имеют собственные значительные внебюджетные источники финансирования, позволяющие обеспечить выполнение задания, сформированного учредителем. Это делается с целью усиления заинтересованности учреждений профессионального образования в предоставлении качественных образовательных услуг, в повышении конкурентоспособности республиканских учреждений на рынке образования.

Сегодня формируются новые механизмы взаимодействия учреждений профессионального образования с бизнес-сообществом и республиканским рынком труда.

К положительным моментам можно отнести то, что начат анализ рынка труда, происходит восстановление связи учебных заведений с базовыми предприятиями. Стартовал процесс интеграции учебных заведений различного уровня, оптимизации управления ими.

Статистические данные свидетельствуют, что, по прогнозу, при сохранении сегодняшних тенденций в 2010 году выпуск рабочих высокой квалификации и специалистов среднего профессионального образования составит 18 % от общего числа получивших профессиональное образование при потребности рынка труда в специалистах среднего звена в 45 %.

На наш взгляд, учреждения среднего профессионального образования должны более активно формировать и реализовывать концепцию получения образования в течение всей жизни. Тогда они будут востребованы и станут инвестиционно привлекательными для личности, государства и бизнеса.

В целом территориальная интеграция образования, науки и производства позволит успешно реализовывать программы инновационного развития, предпочтительные для Республики Башкортостан.


3 Подготовка рабочих кадров в республике осуществляется по 84 профессиям в 99 учреждениях начального профессионального образования дневной формы обучения, 50 из которых ведут подготовку рабочих кадров и специалистов для сельского хозяйства (по 28 профессиям), 17 – для строительной отрасли, 26 – для обрабатывающего производства (в том числе 16 учреждений начального профессионального образования – для отрасли металлообработки). 37 учреждений функционируют в инновационном режиме и выпускают рабочие кадры с повышенным уровнем квалификации.
Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют 77 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе 2 кооперативных техникума, 3 филиала вузов, а также 20 негосударственных ссузов. Отраслевая структура сети учреждений среднего профессионального образования представлена следующим образом: промышленность – 24 учреждения, образование – 15, культура и искусство – 9, здравоохранение – 9, экономика и управление – 7, сельское хозяйство – 7, строительство – 3, транспорт – 3.
Общий контингент студентов государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования составляет около 79 тыс. человек, обучающихся по 144 специальностям.

4 В 2009 году на всероссийских олимпиадах профессионального мастерства представители республики заняли призовые места по трем специальностям: по специальностям «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и «Экономика и бухгалтерский учет» первые места заняли студенты Салаватского индустриального колледжа, а по специальности «;Сварочное производство» – студент Нефтекамского машиностроительного колледжа. В прошлом году на базе профессионального лицея № 80 Зилаирского района состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

2
1   3