Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Модернизация профессионального образования: новые реалии и перспективы

Автор(ы): З. А. Аллаяров, министр образования Республики Башкортостан, канд. пед. наук

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

В числе первоочередных задач – приведение качества подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда.

Формируются элементы инновационной инфраструктуры вузов5, такие как: технопарк при Уфимском государственном нефтяном техническом университете, республиканский центр нанотехнологий при Уфимском государственном авиационном техническом университете, информационно-образовательный канал «Башкортостан» и аналитико-прогностический центр развития образования Республики Башкортостан при Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы.

В государственных вузах республики действуют более 50 инновационных структур, выполняющих свыше 220 проектов.

В Республике Башкортостан принимаются действенные меры по повышению качества и доступности профессионального образования. Эффективно внедряется международная система менеджмента качества в образовательных организациях (комплексах), проводится их сертификация на соответствие международным стандартам качества. В настоящее время более 20 учреждений среднего и высшего профессионального образования прошли сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта качества ИСО 9001 : 2000.

В республике создана собственная система поддержки талантливой молодежи.

С 1994 года ежегодно вручаются стипендии Президента Республики Башкортостан 130 студентам вузов, 125 студентам ссузов, 55 аспирантам, 15 докторантам, а также 10 студентам и аспирантам, обучающимся за пределами республики. Всего за эти годы президентскими стипендиатами стали около 4 тыс. человек. В целях увековечения памяти выдающихся просветителей, научных и общественных деятелей в республике учреждены еще четыре именные стипендии (З.Валиди, М.Акмуллы, М.Карима, И.Муксинова) для поощрения особо одаренных и талантливых студентов.

С 2002 года ежегодно вручаются молодежные государственные премии в области науки и техники, направленные на стимулирование творческой активности ученых, повышение престижа научно-образовательной деятельности. Начиная с 2007 года выделяются 30 грантов Республики Башкортостан для поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными и молодежными научными коллективами.

Особо следует сказать о программе сокращения сети представительств и филиалов вузов. В республике в настоящее время действуют 17 филиалов государственных вузов из других регионов Российской Федерации, часть из которых выпускают востребованных для республики специалистов. При этом значительная доля специальностей, реализуемых во многих филиалах, относятся к группам «Экономика и управление», «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки», «Социальные науки», по которым в настоящее время выпускники имеют самый большой риск не быть трудоустроенными.

В четырех негосударственных вузах и 8 филиалах негосударственных вузов образовательная деятельность ведется по 7 направлениям и 21 специальности в области гуманитарных, социальных наук, образования и педагогики, культуры и искусства, экономики и управления.

Следует отметить, что в настоящее время проводится более жесткая политика в отношении учебных заведений, предоставляющих некачественные образовательные услуги. Сложившаяся ситуация не устраивает в том числе и самих студентов и выпускников. Заплатив немалые деньги, они не получают качественного образования, следовательно, не могут рассчитывать на хорошую, высокооплачиваемую работу.

Масштаб очевидного кризиса в данной сфере стал настолько обширным, что на это обратил внимание Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

Если в первом полугодии 2008 года на территории Республики Башкортостан функционировали 112 представительств высших учебных заведений, то после проведенной проверки деятельности всех 17 филиалов и 87 представительств Федеральной службой по надзору в сфере образования совместно с Министерством образования Республики Башкортостан было закрыто 41 представительство.

Приведение деятельности представительств и филиалов негосударственных вузов в соответствие с законодательством осуществляет созданное недавно Управление по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования республики совместно с Рособрнадзором при активном участии контролирующих органов и администраций муниципальных районов и городских округов.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем основные тенденции, складывающиеся в сфере профессионального образования, и перспективные задачи, стоящие перед ней:

  • передача системе общего образования части общеобразовательных функций учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • перевод программ среднего профессионального образования в статус прикладного бакалавриата, в том числе с включением соответствующих учреждений в состав вузов;
  • специализация и ориентированность прикладного бакалавриата на освоение конкретных компетенций;
  • вовлечение в систему академического и прикладного бакалавриата более двух третей выпускников общеобразовательных школ;
  • сокращение времени на освоение программ начального профессионального образования и переориентация программ на освоение конкретного набора компетенций;
  • обеспечение дополнительной реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • внедрение общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования со стороны общественных организаций и предприятий-работодателей;
  • обеспечение полной информационной прозрачности структуры и деятельности учреждений, условий и качества предоставляемых в них образовательных услуг;
  • обеспечение финансовой поддержки учреждениям профессионального образования, предлагающим качественные программы непрерывного образования, что станет стимулом к развитию конкуренции среди образовательных учреждений.

Таким образом, основными направлениями деятельности республиканской системы профессионального образования стали переориентация образовательных учреждений на работу в инновационном режиме, повышение открытости и доступности профессионального образования.

Приоритетным направлением оптимизации сети образовательных учреждений сегодня является обеспечение системной интеграции учреждений всех уровней путем укрупнения учебных единиц в многопрофильные образовательные учреждения, которые становятся экспериментальными полигонами для отработки новых знаний и инновационных подходов с их генерацией и преобразованием в новый продукт услуг и технологий для подготовки кадров, востребованных экономикой. На базе интеграции программ и создания новых видов учебных заведений нам предстоит на качественно новой основе решить проблему подготовки высококвалифицированных профессионалов: обеспечить оптимальные объемы, профили и структуру подготовки кадров, ориентацию системы управления учебными заведениями на реальные потребности и связи с республиканским и местными рынками труда, социальные и карьерные ожидания молодежи.


5 Государственный сектор системы высшего профессионального образования Республики Башкортостан представляют 12 государственных высших учебных заведений и 17 филиалов государственных вузов, головные вузы которых располагаются за пределами республики. Негосударственный сектор представляют 4 негосударственных самостоятельных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Кроме них до недавних пор функционировали еще 112 представительств различных вузов. Общая численность студентов составляет 175 тыс. человек.
Из них 148 тысяч, или 84 % обучаются в государственном секторе, 26 тысяч, или 15 % – в негосударственном. Вузы готовят кадры почти по 300 специальностям и направлениям и в основном удовлетворяют кадровые потребности республики. Уровень образования привлекателен не только для граждан республики и России, но и для жителей ближнего и дальнего зарубежья. Из-за рубежа обучаются 535 студентов, в том числе только в УГНТУ – 264 студента из стран Европы, Азии и Африки.

3
1 2