Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского университета», серия 5. Выпуск 4, 2007, стр. 142 – 152 (Изд-во в списке ВАК)
Стратегический менеджмент представляет собой сложный процесс научнообоснованного управления достижением организациями, регионами и государствами устойчивости и высокой эффективности развития на основе применения своих интеллектуальных ресурсов для разработки и реализации стратегий. Организации и государства, использующие более эффективные системы стратегического менеджмента, становятся лидерами, менее эффективные переходят на более низкие позиции, а неэффективные занимают положение аутсайдеров.
В России стратегическое управление всегда исторически было, и продолжает оставаться «ахиллесовой пятой» российской экономики. Хотя стратегические ошибки временами приводили к потере эффективности целых отраслей, социально-экономическим потрясениям общества, банкротствам, казалось бы, вполне надежных и устойчивых компаний.
Возможны два варианта развития экономики, общества и компаний РФ:
Второй путь наиболее прост, но его результаты крайне недолговечны, незначительны, а те, кто шли по этому пути попали в прямую зависимость от других лидеров, разрабатывающих методы управления.
Сегодня вновь в России повторяются ошибки стратегического управления прошлых периодов. Развитие систем и методов управления идет по пути механического копирования и трансляции зарубежных методов и методик.
Но универсальная закономерность развития мировой экономики заключается в том, что нельзя стать лидером, не обеспечив лидерство в методах и системах стратегического управления.
Между тем многие зарубежные методы далеко не совершенны и, как показал опыт многочисленных крупных российских просчетов, их применение часто приводило к резкому ухудшению стратегической ситуации. Следует обратить внимание и на рост неустойчивости развития зарубежных корпораций - лидеров западной экономики в последние десятилетия, которые, несмотря на использование методов западного стратегического менеджмента, не смогли предотвратить внутренние кризисы и эффективно противостоять внешним угрозам.
Однако эти методы, сегодня все более интенсивно продвигаются в Россию через бизнес-школы, различные программы, гранты, некритичные переводы западных изданий и по другим направлениям.
Анализ ряда базовых принципов и методик стратегического менеджмента западных корпораций и стран показывает, что в действительности им присущ ряд дефектов, которые проявили себя и в российской экономике. Рассмотрим базовую концептуальную модель стратегического менеджмента, применяемую за рубежом и предлагаемую сегодня российской экономике.
Традиционная базовая модель процесса стратегического менеджмента была разработана в 70- е годы прошлого века, широко применяется в настоящее время и имеет следующий вид [F.T. Paine, C.R. Anderson. Strategic Management. Dryden Press. 1983, с. 191])1 [Р. Л. Дафт. Менеджмент. 2-е изд. Питер. СПб, 2006. с, 249]2:
Рис. 1. Традиционная модель процесса стратегического менеджмента
Эта модель включает ряд последовательных этапов: формулировка миссии, анализ внешней среды, анализ внутренней среды по модели SWOT, конкурентный анализ, разработка специфических стратегий, реализация стратегии и стратегический контроль.
Достоинство этой модели на первый взгляд простота и компактность. Но в действительности в реальном управлении всегда действует ряд факторов, которые в ней не учитываются, а их действие принципиально отличается от положений этой модели.
Традиционная модель чрезмерно и необоснованно упрощает сложный процесс стратегического управления, превращает его в формальный. В ней в явном виде нет влияния человеческого фактора, также нет системы управления реализацией стратегии, нарушены принципы эффективного контроля.
Во многих министерствах СССР в разработке стратегических планов применяли основные этапы этой базовой модели, однако планы оказались неэффективными и нереализованными. К сожалению, и сегодня эти принципы полностью или частично, применяются во многих министерствах и организациях РФ. Не учитывается даже то, что многие зарубежные компании, следуя этой модели, не смогли предотвратить крупные кризисы в своем развитии, поставившие их на грань банкротства. Например, Дженерал Электрик (GE-General Electric), Полароид (Polaroid), Форд (Ford), Крайслер и многие другие.
1 | → | |
2 3 |