Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского университета», серия 5. Выпуск 4, 2007, стр. 142 – 152 (Изд-во в списке ВАК)
Томпсон и Стрикленд определили процесс стратегического менеджмента как решение пяти основных задач [А.А. Томпсон и Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Вильямс, М., 2005, с.35]3: «Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач. 1. Формирование стратегического «видения» будущего компании, создание модели будущего образа компании, определение долгосрочной перспективы развития. 2 .Постановка целей. 3.Разработка стратегии. 4. Реалиация стратегии. 5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей». Эти задачи затем рассматриваются отдельно.
Но этот подход слишком упрощен и является повтором схемы процесса общего менеджмента «планирование – внедрение – контроль», не раскрывая сущности организации процесса стратегического менеджмента в организациях, не показывая как конкретно с научных позиций организовать эффективный процесс стратегического менеджмента и избежать ошибок.
Р. Мэтьюз, А. Агеев и З. Большаков предложили подход к описанию процесса стратегического менеджмента в виде графической модели девятиугольника, вписанного в окружность (авторы назвали ее эниаграммой), узлы которого представляют собой: «1. Видение, целеполагание. 2. Решение проблем финансирования. 3. Определение необходимых видов деятельности. 4. Рассмотрение альтернатив. 5.Выбор наилучшего варианта стратегии. 6. Принятие необходимых решений и соединение ресурсов в сети. 7. Практическая реализация стратегии. 8. Контроль и адаптация стратегии. 9. Бизнес-среда» (с. 51-53)4. Авторы отметили слабые стороны централизованного сбора информации, статичность и нелинейность бизнес – среды и предложили подход на основе соединения различных элементов стратегического менеджмента.
Но по этой модели также неясно как организовывать и осуществлять процесс стратегического менеджмента фирмы, где начало процесса, в чем заключаются его этапы. Данной модели также присущи недостатки традиционной модели, поэтому ее следует рассматривать как разновидность подхода к описанию содержания процесса стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент представляет собой сложный процесс. Обобщая различные подходы к построению моделей процесса стратегического менеджмента можно определить его важнейшие задачи:
Модель процесса стратегического менеджмента необходима для эффективной организации процесса управления разработкой и реализаций стратегии. Однако существующие модели носят общий и не конкретный характер. В них в явном виде отсутствует главный элемент, определяющий эффективность стратегического управления – человеческий фактор, и в первую очередь, такие его составляющие, как уровень мотивации, подготовки и компетентности разработчиков стратегии и работников ее реализующих. В целом традиционные модели стратегического менеджмента недостаточно отражают процессы эффективного стратегического управления.5
Анализ многочисленных просчетов и дефектов стратегического управления в РФ показывает, что модель эффективного процесса стратегического менеджмента должна обладать следующими существенными свойствами:
С учетом этого модель эффективного процесса стратегического менеджмента целесообразно представить в следующем виде:
Рис. 2. Системная модель процесса эффективного стратегического менеджмента
— линии, связывающие последовательные этапы процесса стратегического менеджмента
— линии обратной связи между этапами процесса стратегического менеджмента
В модели процесса стратегического менеджмента имеются 3 фазы, каждая из которых состоит из ряда этапов. Основные фазы включают (рис.2):
← | 2 | → |
1 | 3 |