Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского университета», серия 5. Выпуск 4, 2007, стр. 142 – 152 (Изд-во в списке ВАК)

Томпсон и Стрикленд определили процесс стратегического менеджмента как решение пяти основных задач [А.А. Томпсон и Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Вильямс, М., 2005, с.35]3: «Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач. 1. Формирование стратегического «видения» будущего компании, создание модели будущего образа компании, определение долгосрочной перспективы развития. 2 .Постановка целей. 3.Разработка стратегии. 4. Реалиация стратегии. 5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей». Эти задачи затем рассматриваются отдельно.

Но этот подход слишком упрощен и является повтором схемы процесса общего менеджмента «планирование – внедрение – контроль», не раскрывая сущности организации процесса стратегического менеджмента в организациях, не показывая как конкретно с научных позиций организовать эффективный процесс стратегического менеджмента и избежать ошибок.

Р. Мэтьюз, А. Агеев и З. Большаков предложили подход к описанию процесса стратегического менеджмента в виде графической модели девятиугольника, вписанного в окружность (авторы назвали ее эниаграммой), узлы которого представляют собой: «1. Видение, целеполагание. 2. Решение проблем финансирования. 3. Определение необходимых видов деятельности. 4. Рассмотрение альтернатив. 5.Выбор наилучшего варианта стратегии. 6. Принятие необходимых решений и соединение ресурсов в сети. 7. Практическая реализация стратегии. 8. Контроль и адаптация стратегии. 9. Бизнес-среда» (с. 51-53)4. Авторы отметили слабые стороны централизованного сбора информации, статичность и нелинейность бизнес – среды и предложили подход на основе соединения различных элементов стратегического менеджмента.

Но по этой модели также неясно как организовывать и осуществлять процесс стратегического менеджмента фирмы, где начало процесса, в чем заключаются его этапы. Данной модели также присущи недостатки традиционной модели, поэтому ее следует рассматривать как разновидность подхода к описанию содержания процесса стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент представляет собой сложный процесс. Обобщая различные подходы к построению моделей процесса стратегического менеджмента можно определить его важнейшие задачи:

  • формирование потребностей в стратегических преобразованиях;
  • интеграционный анализ внешней и внутренней сред;
  • формирование концепции стратегических целей и направлений развития;
  • разработка стратегии организации и обеспечивающих ее стратегий подразделений;
  • планирование реализации стратегии и распределения ресурсов;
  • управление реализацией стратегического плана;
  • контроль стратегических результатов;
  • коррекция стратегии, ее изменение или переход к новой стратегии.

Модель процесса стратегического менеджмента необходима для эффективной организации процесса управления разработкой и реализаций стратегии. Однако существующие модели носят общий и не конкретный характер. В них в явном виде отсутствует главный элемент, определяющий эффективность стратегического управления – человеческий фактор, и в первую очередь, такие его составляющие, как уровень мотивации, подготовки и компетентности разработчиков стратегии и работников ее реализующих. В целом традиционные модели стратегического менеджмента недостаточно отражают процессы эффективного стратегического управления.5

Анализ многочисленных просчетов и дефектов стратегического управления в РФ показывает, что модель эффективного процесса стратегического менеджмента должна обладать следующими существенными свойствами:

  • быть системной, что означает связывать в единое целое все основные элементы стратегического процесса и учитывать взаимосвязи между ними;
  • реалистичной, отражать процессы стратегического управления, в первую очередь связанные с человеческим фактором в управлении, логические взаимосвязи между ними;
  • последовательной, каждый этап процесса стратегического менеджмента должен быть логично связан с предшествующим и последующим этапами;
  • обеспечивать управление процессом внедрения стратегии на основе создания систем стратегического контроля и управления реализаций стратегии;
  • учитывать периодичность (цикличность) процесса, разработки, реализации и коррекции стратегий;
  • гибкой, по мере необходимости в процессы разработки и внедрения стратегии могут вноситься изменения.

С учетом этого модель эффективного процесса стратегического менеджмента целесообразно представить в следующем виде:

Системная модель процесса эффективного стратегического менеджмента

Рис. 2. Системная модель процесса эффективного стратегического менеджмента
— линии, связывающие последовательные этапы процесса стратегического менеджмента
— линии обратной связи между этапами процесса стратегического менеджмента

В модели процесса стратегического менеджмента имеются 3 фазы, каждая из которых состоит из ряда этапов. Основные фазы включают (рис.2):

  • подготовку и стратегического интеграционного анализа внешней и внутренней сред;
  • разработку стратегических сценариев, стратегий и стратегических планов;
  • внедрение, оценку результатов и принятие стратегического решения об изменении, завершении или продолжении стратегии.
2
1   3