Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

О НЕОБХОДИМОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: "Эмитент. Существенные факты, события, действия. Единое информационно -аналитическое обеспечение промышленности и предпринимательства Северо-Западного региона РФ". N45(176) 2006

Стратегическое планирование представляет собой важнейшую сферу стратегического менеджмента, в общем виде предусматривающую выбор и формулирование стратегических целей, определение наиболее эффективных способов их достижения и потребностей в ресурсах.

Однако в большинстве российских компаний стратегическое планирование остается одним из наиболее слабых звеньев управления. Разработка стратегий как система не организована, применяется фрагментарно, зачастую вместо стратегических планов опираются только на оперативные, снижая тем самым возможности развития своего потенциала и конкурентоспособность. Опросы более чем 200 российских менеджеров и предпринимателей показали, что более чем в 90% российских компаний стратегические планы отсутствуют или содержат серьезные ошибки, которые их практически полностью обесценивают.

Одними из главных препятствий применению стратегическому планированию в компаниях является нечеткое понимание его сути, механический перенос методов оперативного планирования в сферу стратегического, отсутствие системы и принципов стратегического планирования. Однако мировой опыт показывает, что в конкуренции побеждают компании, обладающие более совершенными принципами и методами стратегического планирования, способные создать более эффективные инновационные стратегии и реализовать их быстрее, чем конкуренты.

Стратегическое планирование является одним из главных звеньев стратегического менеджмента, который включает подготовку к разработке и внедрению стратегии, непосредственно стратегическое планирование, управление реализацией стратегии, ее контроль и, при необходимости внесение изменений. Современная экономика все более усложняется, в ней обостряется конкуренция, сокращается время на принятие стратегических решений в изменяющихся условиях. Все это требует надежной и эффективной системы стратегического планирования как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов, компаний и их подразделений. В то же время стратегическое планирование как целостная система на всех уровнях практически не применяется. Отсутствие стратегии и стратегических планов - типичная болезнь российского управления, которая ведет к катастрофическим последствиям, особенно в условиях глобализации экономики, вступлении России в ВТО, переноса глобальной конкуренции на ее территорию. Компании, не имеющие в этих условиях стратегических планов, будут обречены на быстрое банкротство, потерю собственности, уход с рынка, уступая место более сильным зарубежным конкурентам.

За последние годы, как показывает анализ планирования российских компаний, их менеджмент с одной стороны отбросил существовавшие ранее методы стратегического планирования, так как радикально изменились экономические условия. С другой стороны российские менеджеры не создали своей собственной системы стратегического планирования, а используют несовершенные, а часто неэффективные фрагменты зарубежных систем планирования, уступая при этом своим конкурентам в этой сфере по всем позициям.

Потеря конкурентоспособности начинается с потери конкурентоспособности в сфере планирования. Поэтому применение новой системы планирования является условием выживания на современных рынках.

Прежде всего, российские менеджеры и предприниматели, а также работники государственных органов управления должны правильно понимать сущность стратегического планирования. Различные специалисты дают сильно отличающиеся описания сущности стратегического планирования.

Р. Ансофф отметил следующие особенности стратегического планирования: «Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров, новых технологий. Стратегическое планирование аналитический результат, а стратегический менеджмент - организационный. В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы» (с. 413)1.

Стратегическое планирование также определяют как: «процесс формулировки задач и стратегий организации» (Д. Бодди, Р. Пэйтон, 395)2, «разработку долгосрочных планов развития компании, которые составляются на основе анализа большого количества данных, обосновываются системами детальных расчетов и в общем виде становятся документами различной степени детализации» (И. Гурков, с. 279).3 Также акцентируется развитие планирования на основе концентрации на наиболее важных стержневых компетенциях компании, ее ТОП - характеристик.4

Но эти и другие определения стратегического планирования, выделяя отдельные направления, оставляют вне поля зрения его системный характер, не учитывают степень влияния человеческого фактора на формирование стратегии, характер формирования стратегического плана.

С учетом современных особенностей управления представляется целесообразным дать следующее определение стратегического планирования:

Стратегическое планирование представляет собой разработку долгосрочных направлений и целей развития организации, ее ключевых ценностей, стратегических альтернатив и методов выбора оптимальной стратегии на основе мотивации и стимулировании работников, разрабатывающих и реализующих стратегию, синтеза моделей внешней и внутренней сред фирмы, определения общих потребностей в ресурсах, их распределения по направлениям развития. Стратегическое планирование предусматривает обоснование экономической социальной эффективности выбранной стратегии, разработку системы управления ее реализацией и контроля.

Стратегическое планирование, определяет главные долгосрочные цели, задачи и направления развития компании на срок более 3-5 лет. Во многих компаниях – лидерах стратегии строятся на перспективу 15 и даже 50 лет.5 Главная цель стратегического планирования это реализация видения руководством и собственниками компании как можно более точного рыночного положения компании в будущем. Какие продукты и услуги она будет производить, что нужно сделать, чтобы сохранить и увеличить конкурентные преимущества, какие альтернативы развития возможны, какие из них следует выбрать. Стратегические планы должны учитывать возможные изменения окружающей среды, поэтому их следует разрабатывать в виде нескольких вариантов соответствующих сценариям развития. Важнейшее назначение стратегических сценариев обеспечить устойчивое развитие организации в долгосрочном периоде.

Среднесрочное (тактическое) планирование включает стратегии и планы развития компании на период до 3-5 лет. Эти планы содержат промежуточные задачи и мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач.

Оперативное планирование - включает планы управления компанией в пределах одного года, по кварталам, месяцам, декадам или неделям, суткам. Это конкретные производственные планы и задания, которые должны соответствовать тактическим и стратегическим планам и целям. Они опираются на детальные бюджеты работы подразделений, отклонения от их выполнения сигнал руководству компании, что под угрозу могут быть поставлены тактические и стратегические планы.

Стратегические задачи планирования компании направлены на изменения рыночной позиции и потенциала компании, увеличение отдачи инвестированного капитала, рост прибылей, дивидендов и другие цели. В отличие от прошлых лет прибыль в современных компаниях не является главным критерием, а входит в состав сложной системы показателей и критериев рыночной эффективности. Стремление только к росту прибыли может привести фирму к краткосрочному успеху и стратегическим потерям. Например, фирма может временно увеличить прибыли сократив затраты на развитие инноваций, продавая часть активов, но при этом снизить свой рыночный потенциал. Прибыль должна быть результатом роста конкурентоспособности компании в целом, ее инновационного развития.

В существующих работах отмечается, что «план должен содержать следующую информацию: ожидаемые результаты, описание целевых рынков, необходимых мероприятий и точных сроков их проведения, а также список ответственных лиц» (Д. Кревенс, с. 59). 6

Однако стратегический план это гораздо более содержательный и емкий документ, определяющий следующие аспекты развития компании.

Стратегический план в завершенном виде это утвержденный руководством и обязательный для выполнения персоналом компании документ, обеспечивающий реализацию выбранной стратегии развития фирмы в котором должны быть определены и приведены:

  • долгосрочные цели, сформулированные в виде комплекса стратегических целей и ожидаемые результаты от их реализации, долгосрочные направления, приоритеты и ключевые ценности;
  • стратегии, как способы реализации долгосрочных целей по направлениям развития организации и видам ее деятельности, бизнес - единицам и подразделениям;
  • программы, проекты и основные мероприятия, по достижению поставленных целей внедрения стратегий;
  • сроки начала и окончания целевых программ, стратегических проектов, основных мероприятий;
  • финансовые и другие ресурсы, требуемые для реализации каждого мероприятия, проекта, программы, входящий в стратегию;
  • изменения и сопутствующие действия, которые необходимо осуществить для реализации мероприятий плана и стратегического плана в целом, например, привлечь инвесторов, образовать альянс, внести изменения в законодательство и другие;
  • показатели стратегического контроля;
  • ответственные за реализацию мероприятий и разделов стратегического плана подразделения, руководители и работники.

Формулировка целей и ожидаемых результатов должна быть конкретной и содержать не процессные характеристики, а конкретные, осязаемые, измеримые и контролируемые результаты. Поэтому формулировка стратегической цели в виде «постоянно повышать эффективность производства» не может считаться удовлетворительной, а должна быть представлена в виде показателей, отражающих конкретные цели и результаты.

Ф. Котлер предложил в качестве типовой модели стратегического планирования схему, содержащую ряд этапов: «1. Формулировка миссии. 2. Анализ окружающей среды. 3. Анализ внутренней среды. 4. Формулирование цели. 5. Формулирование стратегии». (с.99)7. Аналогичный подход предлагают и многие другие авторы.

1
  2 3