О НЕОБХОДИМОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: "Эмитент. Существенные факты, события, действия. Единое информационно -аналитическое обеспечение промышленности и предпринимательства Северо-Западного региона РФ". N45(176) 2006
Однако содержание и последовательность этапов эффективного процесса стратегического менеджмента существенно отличается от указанной последовательности этапов. Для эффективной организации стратегического планирования компаний необходимо учитывать следующие важные обстоятельства:
- разработку и анализ моделей внешней и внутренней сред следует проводить совместно, так как только при этом можно правильно определить стратегические цели, задачи и стратегии;
- необходимо учитывать роль человеческого фактора в стратегическом планировании, мотивацию, внутренние ценности и уровень подготовки разработчиков стратегий и тех, кто будет их реализовывать;
- для эффективного внедрения стратегий необходимо на стадии планирования разрабатывать систему стратегического контроля и управления реализацией стратегии;
- обратная связь в стратегическом планировании должна осуществляться последовательно, не минуя промежуточные этапы, на которых создаются базовые элементы плана. Например, если при планировании строительства предприятия на этапе начала реализации стало известным, что произошли изменения спроса на рынке и выпускаемая продукция будет нерентабельной, то информация об этом последовательно должна пройти все этапы планирования, через систему контроля и управления, в том числе через блоки формирования целей и стратегий, анализа внешней и внутренней среды, мотивации и разработки стратегического замысла. В этом случае об изменениях будут информированы все участники стратегического процесса планирования, и возникает возможность быстро изменить план, разработать новый план или выбрать план из альтернатив рассмотренные ранее. Но, если изменения из любого блока системы стратегического планирования будут поступать одновременно и внезапно в другие блоки, как это предлагается в существующих моделях, то нарушается последовательность этапов планирования и возникает плановая анархия, разрушается единство процесса планирования.
Если не учитывать эти факторы, то стратегические планы становятся нежизнеспособными. Предлагается следующая новая концепция организации стратегического планирования в компаниях на основе системной модели:
Рисунок 1. Модель процесса разработки стратегического плана
Систему стратегического планирования образуют четыре базовых элемента:
- стратегические прогнозы и сценарии;
- стратегические долгосрочные планы;
- среднесрочные планы;
- оперативные планы.
Стратегический план следует дополнять разработкой стратегических целевых программ, проектов и бюджетов. Отличие целевой программы от плана заключается в том, что программа предусматривает точное выполнение установленных расчетных показателей. Например, план по продажам может быть перевыполнен и это принесет компании только положительные результаты. Показатели целевой программы, как правило, не могут быть перевыполнены, так как изначально они жестко связаны в единый график с другими задачами, для которых установлены сроки и объемы.
Ключевыми результатами стратегического планирования являются:
- концепция развития организации, формулируемая в виде миссии, программных заявлений руководства, стратегических установок, политики компании;
- комплекс стратегических целей;
- стратегические сценарии;
- стратегические планы в соответствии с разработанными сценариями;
- стратегические целевые программы;
- стратегические проекты, влияющие на организацию и требующие решения высшего менеджмента для их инвестирования и реализации;
- стратегические бюджеты, графики финансирования плана, сопоставляющие результаты с затратами;
- система управления реализацией стратегического плана т стратегического контроля.
Стратегическое планирование определяет путь развития организации как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность развития. Роль стратегического планирования обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии, определить важнейшие элементы стратегического плана:
- стратегические принципы, ключевые ценности, приоритеты. В управлении внутренние принципы, ценности и приоритеты компании определяющим образом влияют на принимаемые решения. В эффективных компаниях эти ценности стараются прояснить, довести до каждого работника и сделать их своего рода внутренними законами. В неэффективных компаниях на них не обращают внимания, в результате единство и целостность компании исчезает;
- целевые программы - научный инструмент достижения поставленных целей на основе увязки целей, ресурсов и способов их достижения в стройную систему;
- проекты развития, которые предназначены для решения проблем развития компании, как правило, носящих интегративный характер. Например, проект разработки нового продукта, проект снижения затрат, проект повышения конкурентоспособности и другие. Особенность проектов в том, что они имеют точно очерченные результаты и сроки, к которым они должны быть достигнуты, а также требуют для осуществления общих усилий менеджеров различных подразделений компании;
- административные планы, политики, процедуры, стандарты, правила, нормы, которые создают основу для решения часто повторяющихся задач, определяют регламенты и правовые основы для создания или реорганизации структуры компании;
- управление по индивидуальным комплексам целей (в зарубежной практике управления -система MBO), создающей систему связи стратегических целей компании с целями подразделений и каждого менеджера и исполнителя. При этом разрабатывается комплекс целей, для каждого работника компании, начиная с высшего уровня управления. Руководитель и его непосредственный подчиненный на основе добровольного согласия определяют состав целей подчиненного, сроки и условия их достижения, а также меры по стимулированию в зависимости от результатов. При этом не допускается административное принуждение. Назначение этой системы в трансформации стратегических целей компании в цели каждого работника.
В разработке стратегического плана участвуют менеджеры различных уровней управления. Традиционно, чем выше уровень менеджмента тем, больше времени руководители затрачивают на решение стратегических задач. Высший уровень менеджмента (вице-президент, генеральный директор и его заместители) разрабатывают концепцию стратегического планирования, Средний уровень менеджмента (руководители подразделений и служб) принимает участие в разработке стратегического плана, преимущественно в разработке его отдельных направлений. Линейный нижний уровень (работники, непосредственно производящие продукцию и услуги) в основном занят выполнением оперативных заданий. Но в последнее время в ряде высокотехнологичных компаний к процессу стратегического планирования также привлекают менеджеров среднего и линейного уровней, что делает стратегию более жизнеспособной.
Рисунок 2. Распределение задач планирования по уровням управления компанией