Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Основные риски долгосрочного развития Башкирского Зауралья и необходимость системного подхода к разработке стратегии развития региона

Автор(ы): Ф. Ф. Айдарбаков, А. А. Барлыбаев, д-р экон. наук, профессор, У. А. Барлыбаев, ассистент кафедры менеджмента и экономической теории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

В контексте вышеизложенного мы считаем целесообразным формирование на базе ГУСП МТС «Зауралье», учебных заведений профессиональной подготовки, а также научных и научно-производственных учреждений Башкирского Зауралья зонального аграрного инновационно-технологического парка (агротехнопарка) по оказанию широкого спектра услуг сельхозпроизводителям всех типов - от технических и технологических до логистических, информационных, научно- технических и образовательных. Главная задача создания агротехнопарка - интеграция сельхозпроизводителей в единую систему «наука - образование - инновации - производство», вовлечение их в процесс освоения новейших достижений сельскохозяйственной техники, агротехнологий, селекции и семеноводства, племенного дела, эффективных форм организации и управления аграрным бизнесом и т.д. В итоге агротехнопарк должен выступить центром, вокруг которого и с помощью которого будет формироваться крупный агропромышленный кластер в Уральском регионе РБ, открытый инновациям и инвестициям.

Целесообразно создать полноценный научно-образовательный комплекс на базе Зауральского филиала Башкирского государственного аграрного университета и реализовать модели многоуровневого профессионального образования «школа - профессиональный лицей - техникум - агроуниверситет», глубоко интегрированного в структуру будущего агротехнопарка.

Концепция комплексного развития сельской местности региона должна предполагать, наряду с развитием производственной и социальной инфраструктуры, широкую диверсификацию ее хозяйственной структуры и социально-экономических функций. Каждый район должен разработать, с учетом всего комплекса местных специфических условий и факторов, собственную программу развития предпри­нимательства и эффективной занятости сельского населения. В программе следует предусмотреть приоритетные для района направления предпринимательской и хозяй­ственной деятельности, которые получат особую поддержку и специальную помощь.

Поддерживая предпринимательский сектор, необходимо параллельно развивать и кооперацию в различных формах, прежде всего сбытовую и кредитную. Создание сети сбытовых кооперативов позволит решить одну из насущных проблем мелких производителей - проблему реализации продукции. Крупный оптовый продавец в лице кооператива имеет на рынке неоспоримые преимущества, так как может формировать крупные и сортированные партии продукции, фасовать и хранить ее, зарегистрировать торговую марку и т.д. Но главное - деньги от продажи продукции, в которую вложен большой труд наших селян, не уходили бы в этом случае на сторону. Например, сегодня до 40 % стоимости реализуемого населением мяса оседает в сфере обращения. Если население района в год реализует около 10 000 т мяса, то упущенная выгода территории от отсутствия кооператива составляет приблизительно 450 млн руб. На эти деньги можно было бы обеспечить занятость нескольких сотен людей, закупить необходимую технику и оборудование, расширить налоговую базу местных бюджетов. Создание в регионе кредитных кооперативов, охватывающих большую часть сельского населения, помогло бы аккумулировать десятки, а может быть, и сотни миллионов рублей семейных сбережений и направить их в инвестиции. Через кредитные кооперативы смогли бы оформить и получить льготные сельскохозяйственные кредиты в рамках Национального проекта «Разви­тие АПК» значительно большее число селян. Это стало бы возможным из-за упрощения процедуры получения кредитов, существенного уменьшения бумажной волокиты, ускорения проверки кредитоспособности клиентов и т.д. Здесь важно напомнить и известный закон экономики, который гласит: «Большие деньги притягивают большие деньги». Так, кооперативы могут подключаться к различным программам финансирования, осуществляемым международными ассоциациями сельско­хозяйственных и кредитных кооперативов, фондами по поддержке кооперативов, сельского развития, предпринимательства и т.д., получая для инвестирования в экономику села через своих пайщиков достаточно большие средства на весьма льготных условиях.

Кооперативы, обладая уникальной возможностью аккумуляции инвестиционных ресурсов, оптимального сочетания личных, территориальных и общественных интересов, пробуждая инициативу и предприимчивость населения, могут сыграть роль «полюсов роста» в сельской экономике. Важно и то, что они позволяют совмещать преимущества малого семейного хозяйства и крупного производства, как равноправные партнеры легко могут на взаимовыгодной основе сотрудничать и интегрироваться с крупными предприятиями. По-видимому, назрела необходимость разработки и реализации республиканской и муниципальных программ поддержки развития сельской кооперации, которые должны приниматься каждый год аналогично Программе поддержки малого предпринимательства.

3. Неразвитость дорожной инфраструктуры (автомобильной и железнодорожной). Хотя за постсоветский период был сделан огромный рывок в строительстве автомобильных дорог, в целом качество дорожной сети внутри региона остается низким. Тупиковый характер железнодорожных ветвей в гг. Сибай и Учалы повышает затраты на перевозку грузов, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности региона, интенсивности и масштабах межрегиональных и международных экономических связей. Решение этих проблем требует совместных согласованных действий на всех уровнях государственного управления и привлечения мощных инвестиций, как государственных, так и частных. Сохранение существующего положения в этом направлении обрекает регион на роль аутсайдера, остающегося на обочине постиндустриального этапа развития отечественной экономики.

4. Низкий уровень обеспеченности населения медицинскими услугами и отсутствие качественной, отвечающей современным требованиям системы здравоохранения. Обеспеченность региона средним медицинским персоналом (в расчете на 10000 чел. населения) составляет в среднем 94,2 (в среднем по республике - 111,7), врачами - 21,9 (в среднем по республике - 41,7), отсутствуют высококвалифицированные узкие специалисты (аллергологи, онкологи, урологи и т.д.), высока изношенность медицинского оборудования (в среднем 52 %). Как результат - устойчивость тенденции роста показателей заболеваемости населения региона (от 3 % в Абзелиловском до 18,2 % в Баймакском районе).

Для решения кадровых вопросов в сфере здравоохранения необходимо разработать комплекс мер по обеспечению медицинских работников жильем, улучшению их материального положения, быта и условий труда. Кроме того, нужно наладить эффективную систему подготовки и переподготовки специалистов.

Формирование современной системы здравоохранения предполагает также внедрение в медицинскую практику высоких технологий, передовых форм и методов медицинского обслуживания населения, совершенствование менеджмента в отрасли. Комплексное решение всех проблем предполагает завершение создания регионального центра медицинского обслуживания в г. Сибай, оснащенного современным оборудованием, обеспеченного высококвалифицированными специалистами, организованного на высоком уровне.

Угроза от вышеназванных региональных рисков развития Зауралья усиливается еще и потому, что на уровне республики, городов и районов региона не проводится системная работа по созданию социально-экономических, организационно- управленческих, морально-психологических условий для того, чтобы регион органично вписался в русло тех принципиальных изменений, которые будут определять содержание постиндустриального развития страны. Системные угрозы требуют соответствующего системного подхода к их преодолению. На наш взгляд, во-первых, необходимо добиваться позитивных изменений в экономике и социальной сфере в кумулятивном режиме и наращивать синергетический эффект таких изменений. Необходимо учитывать взаимообусловленность целей и задач, исполь­зовать взаимодополняющие подходы, методы, инструменты и средства, инициировать и поддерживать интеграционные и кооперационные самоорганизующиеся процессы в региональной и местной экономике, кластеризацию хозяйственного комплекса.

Во-вторых, следует учитывать циклический характер развития любой территориальной социально-экономической системы. Каждый цикл имеет свой технологический и экономический базис, особые движущие силы, механизмы и факторы экономического роста, приоритетные цели и задачи. Важно одновременно учитывать циклы развития и мировой, и национальной, и региональной, и местной экономики, ибо они накладываются друг на друга. Постиндустриальный этап развития, в который вступает Россия, будет базироваться на знаниях, информации, науке, человеческом капитале. Уровень и качество экономического роста и жизни населения в инновационной экономике будут определять те фирмы, территории и регионы, которые смогут не только создать, но и удержать качественный человеческий капитал, то есть образованных, творческих и инициативных людей, эффективно организовать их деятельность и добиться максимальной трудовой и творческой отдачи от этого капитала. Именно такие люди обеспечат главные конкурентные преимущества предприятий, городов, районов и региона в целом. Таким образом, главным фактором экономического роста и развития территорий становится человеческий, а не материально-вещественный капитал.

За последние двадцать лет в регионе в этом направлении сделано немало: открыты филиалы вузов, новые средние специальные учебные заведения, различные школы и лицеи по развитию творческих способностей детей, культурные учреждения. Все это создает предпосылки для формирования инновационной экономики в регионе. Однако пока подавляющая часть молодых, энергичных и креативных людей уезжает в другие регионы республики и страны, что говорит об отсутствии достаточных условий для того, чтобы созданный в регионе человеческий капитал преимущественно использовался для его же блага. Это является главной проблемой Башкирского Зауралья, и все остальные социально-экономические проблемы региона необходимо рассматривать с этих позиций. Поэтому на передний план сегодня выходит стратегическая задача повышения привлекательности и комфортности городов и сельской местности для проживания и работы образованных и активных людей, особенно молодых, для инвестиционных вложений, для осуществления разнообразных бизнес-проектов и социальных программ. Комфортные условия проживания и работы включают в себя социальную, экономическую, инфраструктурную, экологическую и многие другие составляющие, что обусловливает комплексный характер проблемы и путей ее решения.

В-третьих, необходимо правильно определить «точки роста». Объять необъятное невозможно, надо выявить те главные звенья, серьезно взявшись за которые можно решать последовательно всю цепочку проблем. Здесь полезно вспомнить принцип Парето, хорошо известный в общественных науках. В самом общем виде он может быть сформулирован так: «Внутри множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе». Следовательно, «точка роста» должна выбираться таким образом, чтобы усилия и средства, направленные на ее создание, дали наибольший кумулятивный эффект для экономики всего региона, порождая существенные позитивные сдвиги в смежных отраслях и сферах, социальной и производственной инфраструктуре. Например, привлекая в регион нескольких «якорных» инвесторов, можно получить «эффект цепной реакции» в виде дополнительных инвесторов, которые сами последуют за «пионерами» или из-за «связанности» их бизнесов, или в силу того, что приход в регион таких инвесторов благоприятно скажется на инвестиционном и деловом климате региона.

В-четвертых, важно отказаться от пренебрежительного отношения к институциональным условиям и предпосылкам хозяйствования. В итоге именно институциональная структура определяет экономический рост, эффективность использования ресурсов. При неэффективных институтах даже огромные государственные вложения в экономику бесполезны, так как они просто будут исчезать без видимой отдачи. Более того, в этом случае они даже вредны, так как это приводит к распространению и укреплению иждивенческих настроений, привычки бездумно и нерационально тратить бюджетные деньги, росту коррупции и разворовыванию государственных средств.

Как показывают исследования ученых различных стран, институциональные факторы и условия оказывают влияние на экономический рост в существенно большей степени, чем, например, ресурсные факторы. Совершенствуя институциональную систему, мы добиваемся значительно лучших результатов, чем просто при накачивании экономики дополнительными ресурсами. Поэтому первостепенной задачей является формирование организационных механизмов и экономических институтов, эффективно стимулирующих инновации, внедрение современных достижений науки и техники, повышение производительности труда, рациональность и предприимчивость. Модернизация экономики возможна лишь при высоком, адекватном сложившейся ситуации качестве управления, что обеспечивается соответствующими институциональными нововведениями и формированием эффективной институциональной системы. Важнейшими направлениями этой работы должны стать борьба с коррупцией, формирование институтов гражданского общества, существенное снижение роли бюрократии в экономике, обеспечение прозрачности работы всех органов государственной власти и самоуправления, государственных предприятий и учреждений.

3
1 2