Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Причинно-следственные модели в стратегическом планировании

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского Университета». Серия 5. Выпуск 2, 2011, стр.116-129 (Изд-во в списке ВАК)

«Нам осталось найти причину этого
эффекта, или, верней, дефекта, потому что
дефектный сей эффект небеспричинен».
(В. Шекспир «Гамлет»).

Эффективное стратегическое планирование является одним из главных условий успешного развития сложных социально-экономических систем различных уровней управления – компаний, регионов, государства.

Анализ многих стратегий и стратегических планов показывает, что основная их часть содержит стратегические просчеты из-за неправильно построенных причинно-следственных моделей, которые должны связывать причины и следствия стратегических процессов в единый комплекс. Несмотря на их значимость, причинно–следственные модели в экономике изучены недостаточно. Существует ряд отдельных моделей, но целостное представление, теория и методология их построения отсутствуют.

В настоящее время существует множество направлений и школ стратегического менеджмента, каждое из которых предлагает свою концепцию создания стратегии и построения стратегического плана. Так Г. Минтцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел выделили десять школ стратегического менеджмента, в том числе школы дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивную, обучения, власти, культуры внешней среды, конфигурации [1]. Анализ базовых концепций данных школ показывает, что они содержат общие описания различных подходов, но в них нет научного инструментария, позволяющего выявлять причинно – следственные ошибки стратегического планирования. Не развиваются причинно-следственные модели и в современных подходах к разработке стратегий [2, 3]. Однако это негативно сказывается на качестве стратегического планирования, ведет к крупным просчетам и потерям. Недостаточная разработанность методологии построения причинно - следственных связей резко увеличивает риски развития социально-экономических систем. Для этих систем характерны: «слабая структурированность проблем; увеличение негативных последствий в области управления социально-экономическими системами, вызванных быстрым изменением внешней среды систем; отсутствие методических разработок, инструментов, а также адекватных средств, обеспечивающих своевременное решение слабоструктурированных проблем в управлении рисками; отсутствие профессиональных управленческих кадров в области управления рисками» [4].

Ошибки стратегического планирования всегда ведут к кризисам, сопровождаются крупными экономическими потерями, создают социальную напряженность, часто переходящую в социальные взрывы. Это осознают многие профессиональные управленческие работники. Почему же тогда процессы развития коллективов, компаний, государств постоянно сопровождаются прерываниями устойчивого развития и периодами нестабильности, многие из которых переходят в фазу кризисов и даже крахов?

Это явление настолько типично и повторяется так часто, что можно говорить о существовании объективного феномена «разрывов развития». Подобно тектоническим сдвигам земной коры, в экономике, они вызывают глубокие потрясения и своего рода «социально-экономические разломы», ликвидация последствий которых требует огромных усилий и затрат, а зачастую невозможна. В результате та или иная социально-экономическая система полностью прекращает свое существование или трансформируется в совершенно иную. Изучение разрывов развития представляет собой новое направление стратегического планирования.

Современное понятие «кризис» слишком неопределенное и неоднозначное.

Крупные изменения в экономике или социальной сфере называют глубоким кризисом, если же негативные изменения в экономике не ведут к структурным сдвигам, то их называют просто кризис. Например, на фондовых рынках часто возникают и исчезают кризисы. Но неясно, чем глубокий кризис отличается от обычного кризиса. В экономической энциклопедии указывается: «В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисе в развитии экономической системы… кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути» [5]. Следует отметить, что теоретические аспекты причин и следствий кризисов сегодня изучены крайне недостаточно.

Предлагается следующий подход к категории «кризис социально-экономических систем». Кризис - возникновение разрыва развития социальной - экономической системы, который сопровождается нарушениями и прерываниями структурообразующих социально-экономических процессов, падением устойчивости и жизнеспособности системы в целом.

Разрыв самая важная характеристика кризиса, его сущность заключается в скачкообразном изменении ряда наиболее важных, критичных для развития социально-экономической системы параметров, среди них в первую очередь параметров устойчивости и жизнеспособности системы [6].

Целесообразно классифицировать разрывы социально-экономического развития по следующим видам.

Разрывы первого рода возникают, когда траектория развития социально-экономической системы прерывается, но глубина спада сравнительно невелика, это некритично для ее восстановления и система снова может вернуться к траектории устойчивого развития. Часто в этом случае система трансформируется в новую, сохранив часть прежних механизмов, а ряд механизмов управления и социальных институтов, заменив их на другие более эффективные и устойчивые. Примером могут служить такие страны как Сингапур и Китай, которые смогли радикально изменить ряд внутренних институтов развития и перейти на более высокую стадию развития. Сингапур в 2010 г. по оценкам IMD занял первое место в мировом рейтинге конкурентоспособности стран7. Китай демонстрировал высокие темпы развития даже в условиях последнего мирового кризиса.

1
  2 3 4 5 6