Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Причинно-следственные модели в стратегическом планировании

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского Университета». Серия 5. Выпуск 2, 2011, стр.116-129 (Изд-во в списке ВАК)

4) Четвертый принцип причинно-следственных моделей управления связывает стратегические цели и стратегии: создаваемые стратегии должны полностью соответствовать стратегическим целям и стратегическим сценариям развития, должны решать весь комплекс стратегических проблем, только в этом случае можно рассчитывать на достижение желаемых результатов.

Расхождение между стратегиями и стратегическими целями это одна из наиболее типичных ошибок крупных, в том числе широко известных компаний, банков и многих государственных организаций. Стратегические сценарии учитываются большей частью конъюнктурно, отсутствует объективный анализ всех возможных следствий, выбираются для планирования лишь «гладкие» варианты, которые не содержат анализа разрывов второго и третьего рода. Это типично для всех уровней бюрократизированного управления, которое не терпит острых проблем и предпочитает обходить «острые углы» стратегического планирования.

Если обратиться к практике стратегического планирования, то мы увидим, что формулируемые в компаниях стратегии мало соответствуют стратегическим целям и проблемам. Так, во многих компаниях годами накапливаются проблемы длительного отсутствия инноваций, снижения качества труда и мотивации работников, необходимо радикальное обновление на основе реинжиниринга бизнеса, а стратегические цели и усилия менеджеров ограничиваются только ростом затрат на рекламу и продажи устаревших или некачественных продуктов, которые давно уже надо было заменить другими.

Замедление развития бизнеса и инноваций в России в последние годы не случайность, а закономерный результат ошибочной модели причин и следствий регулирования его развития, которую следовало бы давно изменить. Но существуют ли вообще сегодня достоверные и логически непротиворечивые причинно-следственные модели развития экономики РФ в долгосрочном периоде? К сожалению, нет. Поэтому ряд проблем остается нерешенным на протяжении десятилетий.

Российские системы управления, как государства, так и частных компаний, в подавляющей части крайне бюрократизированы, бизнес очень слабо защищен от криминала и бюрократии, правоохранительная система деформирована, деловая активность и мотивация населения остаются низкими. Причины, ведущие к результату (следствию) - успешному развитию российской экономики, сегодня, если и осознаются, то лишь частично и бессистемно. Многие причины и следствия вообще не учитываются, а те, которые и учитываются, необоснованно упрощены, например, на уровне макроэкономики сводятся к мировым ценам на нефть и газ, инфляции, ликвидности банковской системы, нанотехнологиям (ожидания от которых непомерно завышены), строительству. Остальное рассматривается лишь как приложение к этим факторам и на краткосрочных интервалах. По сравнению с промышленно развитыми странами остаются низкими уровни финансирования науки и образования и стимулирования в них инноваций.

Неясны сегодня причинно-следственные связи стратегии модернизации России в условиях глобализации мировой конкуренции. Так специалисты считают, что необходима ориентация на глобальные рынки через новые организационно-экономические формы - региональные глобально-ориентированные кластеры «...как одну из перспективных форм организации «точек инновационного роста», наиболее перспективных для России.

Глобальная ориентация – это вообще нормальное состояние кластера. Только работая на мировом рынке, он может стабильно развиваться в ногу со своими соседями и с мировыми тенденциями» [23]. С точки зрения стимулов развития конкурентоспособности это положение верное, но глобальная ориентация вызывает и рост глобальных рисков конкуренции и изменения спроса, усиливающихся сегодня вследствие неустойчивости мировой экономики. Без анализа причинно-следственных связей и рисков кластеры могут повторить тупиковую ситуацию моногородов, полностью зависящих от работы одного – двух предприятий, продукция которых не востребована в связи с изменениями мировой конъюнктуры.

С точки зрения причинно–следственных моделей хорошие и эффективные стратегии и стратегические планы должны обладать рядом существенных свойств, обеспечивающих защиту от угроз разрывов развития:

  • стратегии и стратегические планы должны содержать комплекс логически непротиворечивых причин и следствий, что обеспечивает их реализуемость и жизнеспособность;
  • сводить к минимуму вероятность их неудачной реализации посредством построения системных причинно - следственных моделей, разработки и анализа стратегических сценариев развития, обеспечения соответствия ресурсов решаемым проблемам;
  • быть экономически эффективными и устойчивыми по отношению к изменениям внешних и внутренних факторов (причин), влияющих на них и вызывающих опасные разрывы развития (следствия).

Разработка теоретических основ причинно-следственных моделей в стратегическом планировании является одним из главных условий предотвращения появления дефектных стратегий и разрывов социально-экономического развития (кризисов).


1 Г. Минтцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. Школы стратегий. Питер. СПб, 2000.

2 Курс MBA по стратегическому менеджменту. Под ред. Л. Фаэй., Р. Рэнделл. М., Альпина Бизнес-букс, 2008

3 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2008

4 Кузнецов Ю.В., Капустина Н.В. Принципы исследования системы управления рисками. «Вестник МГТУ», том 13, №1, 2010

5 Е.Е. Румянцева. Новая экономическая энциклопедия. М. Инфра-М 2006. (с. 268)

6 Malenkov Yury A. «Strategic barriers to sustainable development of the economies, firms and projects (EFP) in conditions of global economic crisis threat». / Euro- Mediterranean Economic and Finance Review. The Review of Remereg", 2010, Vol.5, N2 [pp.74-89]. Co-published by ISC Paris and University of Cergy. Special Issue for IFSAM (International Federation of Scholarly Association of Management) http://www.iscparisrecherche.com/fileadmin/templates/iscparis2/Recherche/EMEFIR_5_N2.pdf (дата обращения: 7.01.11).

7 IMD 2010 World Competitiveness Yearbook http://www.imd.org/research/publications/wcy/upload/scoreboard.pdf (дата обращения: 15.01.11)

8 А. Смолин. Почему взрываются шахты, и кто за это ответит. 11.01.2010 http://www.infosud.ru/incident_publication/20100511/250077928.html (дата обращения: 15.01.11)

9 M.D. Weiss. Crash Profits: Make Money when Stocks Sink and Soar. N.Y. Wiley,2003 (Мартин Д. Вайс. Делай деньги во время паники на бирже/ Пер с англ под ред. О. Сидоровой - СПб.: Питер, 2005)

10 Alec Fisher. The logic of real arguments. School of Economic and Social Studies.2-d ed., Cambridge, University Press, 2004

11 http://www.dist-cons.ru/modules/DuPont/section1.html (дата обращения: 23.01.11)

12 Expert Manage. Ishikawa Diagrams. http://expertmanage.com/index.php?option=com_content&view=article&id=53&Itemid=75 (дата обращения: 23.01.11)

13 Michael J. Stahl and Gregory M. Bounds. Competing Globally Through Customer Value. The Management of Strategic Suprasystems. Ed. by Quorum Books. N.Y. 1991

14 George Spafford Goal to Objective Mapping. http://www.spaffordconsulting.com/Goal%20to%20Objective%20Mapping.html (дата обращения: 25.01.11)

15 Mind Tools Ltd, 1996-2011. Cause and Effect Analysis. http://www.mindtools.com/pages/article/newTMC_03.htm (дата обращения: 27.01.11).

16 Debiprasad Dash, PhD. Corporate Planning http://www1.ximb.ac.in/users/fac/dpdash/dpdash.nsf/pages/CP_Notes (дата обращения: 27.01.11).

17 Edward Sallis. Total Quality Management in Education. 3-d ed.. London. Kogan Page. 2002

18 Spearhead Gulf LLC 2010.http://www.spearhead-training.com/management/senior-managementprogramme.php Senior Management Programme. Strategic Option Analysis (дата обращения: 28.01.11).

19 2011 Sales Performance Consultants, Inc. First of Seven Quality Tools: How to Use a Cause-and-Effect Fishbone (Ishikawa) Diagram in Sales and Marketing By Michael J. Webb and Robert Ferguson http://www.salesperformance.com/Documents/Cause-and-Effect-Diagram.final.pdf (дата обращения: 28.01.11)

20 B. Bergman, B. Klefsjo. Quality: from customer needs to customer satisfaction. McGraw-Hill Book Company. London. 1994

21 Окрепилов В.В. Управление качеством. М. Экономика. 1998 с.

22 Новости auto.ru http://news.auto.ru/news/7773.html (дата обращения: 28.01.11)

23 Коростышевская Е. М. Инновационная сфера в контексте процессов глобализации-регионализации. В сб.: Globalizacia a jej socialno-ekonomicke dosledky 10. Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie. I cast. Zilina. Slovenska Republika. 2010

6
1 2 3 4 5