Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: "Высшее образование в России", N12, 2008 г. с. 33- 41 (Научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ входит в перечень ВАК)
Подготовка магистров может оказать существенное влияние на развитие российского общества, содействовать подъему отечественной науки и культуры, созданию инновационной экономики. Однако для выполнения этих задач магистратуре предстоит пройти непростой путь. Между тем вводимые сегодня ФГОС подготовки магистров создают ряд сложных проблем. Они опираются на нечеткие, неясные определения компетенций магистров, не акцентируя при этом самое важное – научную работу магистранта; в них отсутствует анализ и сравнение с зарубежными аналогами (хотя речь идет об интеграции в мировую систему образования), главный же их недостаток заключается в том, что в них в явном виде не сформулированы требования по внедрению результатов работы магистров.
Так, в государственном образовательном стандарте заявляется: студент должен знать, уметь, владеть. Но понятия "уметь" и "владеть" очень близки, дифференциация между ними совершенно непонятна. По-моему, если студент умеет что-то делать, то он уже владеет знаниями, навыками, умениями и наоборот. Путаница в терминах приводит к разработке громоздких наборов расплывчатых, а потому невыполнимых требований к подготовке магистров.
Гораздо правильнее, на наш взгляд, было бы принять следующую формулировку: студент должен знать, уметь (владеть), внедрить (за период обучения в магистратуре). Такие требования нацеливают к тому же на повышение инновационного уровня российской экономики - за счет притока новых идей и разработок магистров.
В макете ФГОС указывается, что часть компетенций (вариативная часть) определяется вузом. В итоге сегодня предлагаются стандарты с заранее нереальными требованиями к результатам обучения магистров, например, он должен уметь оптимально распределять роли и ресурсы в организациях, развивать лидерские качества всех менеджеров организаций, обеспечивать организацию всеми необходимыми ресурсами и множество подобных. Разве способен на это студент, проучившийся всего два года после бакалавриата? Как это мыслится осуществить на практике? Ни один ВУЗ не сможет реализовать подготовку магистров по таким требованиям. Тем самым вузы создают для себя дополнительные трудности: множество явно нереальных требований приведет к сложностям и произволу в аккредитации вузов и аттестации выпускников.
Тридцать лет методисты работали над так называемой моделью специалиста, выпустили огромное количество томов документации, из которых на практике применялось не более 10%. Сегодня ситуация может повториться, так как разработки идут по прежнему пути. Необходимы новые подходы.
Среди разнообразных критериев качества работы высшей школы главным следует считать показатель, который сегодня по существу не применяется. Мы имеем в виду реальную добавленную ценность ее выпускников, а также добавленную ценность, создаваемую научными и педагогическими разработками, ростом квалификации и интеллектуального потенциала кадров системы образования.
Концепция добавленной ценности - одна из наиболее развитых теорий современной экономики. Ее суть в том, что при создании продуктов или услуг по мере вложения в них интеллектуальных, трудовых, материальных и других ресурсов формируется добавленная ценность продукта или услуги, величина которой определяется качеством вложенных ресурсов и искусством управления процессами ее создания.
Добавленная ценность выпускников магистратуры – это дополнительная совокупность полезных качеств в виде знаний, навыков, творческих способностей и компетенций, приобретенных студентами в процессе обучения, которая создает условия для инновационного и эффективного развития экономики, науки и образования.
Рост добавленной ценности ведет к высокому качеству подготовки. Но качество подготовки - это интегральный, зачастую нечеткий критерий, который сложно оценить количественно. Трудно анализировать, как влияют на общее качество элементы процесса подготовки магистров. Качество либо есть, либо его нет; оценки составляющих его элементов часто неточны и противоречивы. Концепция добавленной ценности открывает возможности количественного анализа и оценки уровня подготовки всех элементов и по всем фазам процесса, выявляя его сильные и слабые стороны. Становится ясно, где реальная ценность добавляется и соответствует дополнительным затратам, а где, наоборот, она снижает качество обучения, а затраты на нее неоправданны.
Важнейшая задача системы подготовки кадров высшей школы - обеспечение роста добавленной ценности, что является главным условием конкурентоспособности ее выпускников и вузов. Структура добавленной ценности магистерской подготовки представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура добавленной ценности подготовки магистров и ее основные результаты
Как видно из приведенной схемы, новая информация, новые знания, навыки, способности творческого мышления, способности руководства и работы в командах взаимосвязаны. Они формируют новые компетенции, включающие способности практически преобразовывать знания и внутренний потенциал личности в способности решать общие и профессиональные задачи, а также способности реализовать внутренний потенциал личности в целях создания инновационных научных продуктов, инновационного развития экономики и техники, инновационного развития социальной сферы.
Выработка компетенций означает выработку способностей преобразовывать новые знания, навыки и личностные качества в конечные инновационные научные, производственные и социальные продукты.
Процесс создания добавленной ценности необходимо анализировать, планировать и контролировать. При этом темпы роста добавленной ценности должны опережать темпы роста дополнительной стоимости на ее формирование, что означает рост экономической эффективности образования.
Как оценить величину создаваемой добавленной ценности магистерской подготовки?
Возможны следующие критерии оценки:
1 | → | |
2 3 |