Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: "Высшее образование в России", N12, 2008 г. с. 33- 41 (Научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ входит в перечень ВАК)
На кафедрах сегодня ведутся разнообразные научные исследования. Но фундаментальные работы финансируются на совершенно недостаточном уровне, например, 400-500 тыс. руб. в год, что ограничивает возможности привлечения к ним магистров. Коммерческие же проекты кафедр часто не соответствуют профилю работы магистров. Кроме того, участие магистра в НИР кафедры не дает ему возможности выработать навыки самостоятельного руководства НИР в командах.
Что же говорит опыт ведущих вузов?
Высшая коммерческая школа (ISC, Париж) эффективно применяет стратегию развития инновационной деятельности студентов, выработки у них профессиональных компетенций и навыков внедрения инновационных проектов через создание и вовлечение студентов в работу 25 некоммерческих ассоциаций, которые выполняют ежегодно заказы предприятий на сумму свыше 5 млн. евро. В этих ассоциациях образуются самые разные студенческие центры – консалтинговые, маркетинговые, информационные. В производство внедряются как материалы курсовых и дипломных работ, так и специальных научных исследований. Для этого в ISC создана исследовательская лаборатория, включающая три команды:
Практикуется также стажировка магистров в ведущих научных и инновационных фирмах, участие магистров в международных проектах. В отличие от российских фирм, которые привыкли все интеллектуальные продукты получать даром, за рубежом оплачивается каждое исследование.
Сегодня много говорится о социальной ответственности российского бизнеса, но практика целенаправленных заказов и финансирования бизнесом инновационных работ в вузах, оценки и отбора кадров среди выпускников является исключением, а не правилом. Необходима разработка мер по изменению отношения российского бизнеса к возможностям подъема своей же экономики на основе инноваций и финансирования интеллектуальных разработок магистров. Сейчас диалог власти и бизнеса в основном сводится к изменению налогов (что является крайне проблематичным на долгосрочном интервале и, решая одни проблемы, порождает другие), в то время как главным должна быть разработка системы мер по изменению интеллектуального уровня российских компаний и систем государственного управления.
За рубежом в течение 5 лет переподготовку и повышение квалификации проходит более 50, а зачастую и все 100% сотрудников компаний на базе вузов. В России сегодня эта величина снизилась до 8%. Во Франции с целью стимулирования этих процессов и ограничения излишней "жадности" бизнеса установлено, что если в течение года предприятие тратит на подготовку и переподготовку своих кадров менее установленного государством процента от своих доходов, то неизрасходованные средства изымаются государством и перераспределяются между другими организациями, в первую очередь вузами. Это также является стимулом для подготовки работников предприятий в магистратурах и различных системах повышения квалификации вузов.
Проблема подготовки творчески мыслящих специалистов и привлечения их еще на стадиях учебного процесса к научной работе ставилась еще в СССР. Одним из методов ее решения является успешный опыт Московского физико-технического института, который уже в те годы фактически работал по системе подготовки магистров. В течение практически всей своей истории МФТИ был в числе мировых лидеров по многим направлениям науки. Как ни странно, этот опыт крайне мало распространился на другие отечественные вузы.
Какие черты были характерны для этого успешного проекта? К педагогическому процессу привлекали ученых, которых не обременяли созданием массы избыточной документации. Практически все читаемые курсы были авторскими. Главным считалось как можно скорее вывести студентов на уровень новейших научных достижений и самостоятельной работы. Система подготовки включала: в течение первых трех лет – изучение дисциплин общего профиля, на 4 курсе – освоение специальных дисциплин, в том числе читаемых учеными и специалистами различных НИИ, на 5 и 6 курсах акцент практически полностью смещался на работу по конкретным научным темам в НИИ, к которым студенты прикреплялись по их выбору: предлагался выбор их 3-5 организаций. Диплом готовился на базе соответствующей организации, а вуз заканчивал специалист, полностью готовый к профессиональной научной работе.
Сегодня непосредственно применить данный опыт участия магистра в работе НИИ крайне сложно. Образно говоря, они «обмелели», предельно сокращены, не могут принять большое количество магистров, к тому же уровень исследований большинства оставляет желать лучшего.
Это сложная проблема. Ведь нужно готовить не просто магистра, способного написать научную работу, но магистра, способного организовать проведение научных работ в группе, владеющего методами работы в командах. Как же решить эту проблему?
Существует лишь один способ – если научно-исследовательского института для проведения научных работ магистрами нет, его можно попытаться создать. Речь идет об организации в крупных университетах при магистратурах собственных НИИ магистров, в которых студенты будут выполнять все основные функции планирования, организации и проведения НИР – полный цикл научных работ. При этом директором института, руководителями научных лабораторий (отделов) целесообразно назначать также магистров. В НИИ магистров целесообразно организовать проведение комплексных исследований с участием магистров разных кафедр.
Создание таких НИИ вполне возможно, оно не потребует крупных дополнительных затрат, но даст возможность магистрам пройти все стадии научных работ. Для консультаций, организации и контроля выполнения НИР можно привлечь преподавателей вузов и работников действующих НИИ. Что это даст?
Это откроет новые возможности планирования, формирования и контроля добавленной ценности подготовки магистров, обеспечит ее рост, увеличит научный потенциал вузов, позволит обеспечить связь с вузами.
Вместо неясных и фактически плохо используемых в большинстве магистратур "50% времени на научную работу", магистры будут вовлечены в выполнение конкретных НИР.
Становится возможным ввести новые стандарты подготовки магистров. В том числе, требование, чтобы каждый магистр участвовал в работе НИИ в качестве научного работника, участвуя в выполнении как минимум двух научных тем, а также в течение 1-3 месяцев работал в качестве руководителя (группы, лаборатории, подразделения). Также целесообразно ввести соревнование между разными научными коллективами магистров, поручая им разработку одной и той же научной темы и награждая лучшие за выполненные НИР на наиболее высоком уровне.
Также целесообразно ввести градацию дипломов магистров, например, выделив 5-10% из общей численности выпускников магистратуры в качестве магистров высшей категории. Это создаст условия для отбора наиболее талантливых магистров и обратит на их потенциал внимание руководителей организаций, в которых они будут работать.
Комплексный анализ результатов обучения и научно-исследовательских работ магистров позволит получить общую оценку качества их подготовки и добавленной ценности.
Создание НИИ магистров и привлечение их к выполнению работ в научных коллективах может устранить парадокс, сложившийся сегодня в подготовке магистров. Современная наука развивается коллективами, а магистры, по-прежнему, работают в одиночку, как работали ученые еще до наступления эпохи индустриализации.
← | 3 | |
1 2 |