Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Проблемы подготовки магистров с высокой добавленной ценностью

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: "Высшее образование в России", N12, 2008 г. с. 33- 41 (Научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ входит в перечень ВАК)

Одним из наиболее простых и, казалось бы, надежных критериев является оценка по уровню заработной платы после окончания магистратуры, исходящая из предположения, что более квалифицированный труд высоко оплачивается. Однако в условиях России, а сегодня и многих зарубежных стран, эта логика не соответствует действительности. В связи с деформациями экономики практически во всех странах сегодня наиболее высокие уровни доходов характерны для сфер, которые мало связаны с инновациями, а, наоборот, являются причинами мирового кризиса, в частности, банковская сфера, рынки ценных бумаг.

Эффективной считается методология зондирования потребностей фирм в магистрах и выявления их предпочтений и приоритетов. Например, в Университете Бригэм Янг (США) в исследовании Б. К. Дэвиса оценивалась добавленная ценность подготовки магистров по направлению "менеджмент строительства" на основе комплексного опроса руководителей фирм. Вопросы включали определение:

  • количества магистров, принимаемых фирмами;
  • факторов, определяющих предпочтение магистров по сравнению со специалистами, не имеющими степени магистра;
  • наиболее важных сфер знаний и компетенций для работы магистра в строительных фирмах;
  • других факторов, влияющих на добавленную ценность подготовки магистров.

Среди значимых качеств, наиболее существенно влияющих на добавленную ценность подготовки магистров, были выявлены способности адаптироваться к новым ситуациям, аналитически и стратегически мыслить, добывать необходимую информацию, навыки коммуникации и т.п.

Оценку добавленной ценности можно также проводить на основе анализа структуры затрат времени на подготовку магистров и эффективности его использования. Рассмотрим особенности подготовки магистров на примере одной из программ, в которой показаны затраты времени на различные виды деятельности магистра (табл.1).

Таблица 1. Структура и трудоемкость магистерской программы

«Управление экономикой и социальная политика»

ДНМ.00 - Дисциплины направления
  ДНМ.Ф.00 - Федеральный компонент 700
1. Современные проблемы экономической науки 107
2. Современные теории институциональной экономики 110
3. Математическая экономика 114
4. Актуальные проблемы экономической политики России 108
5. История и методология экономической науки 107
6. Современные информационные технологии в науке и образовании 154
  ДНМ.Р.00 - Вузовский (региональный) компонент 334
1. Профессиональный иностранный язык 74
2. Современные проблемы бухгалтерского учета и аудита 40
3. Управление рисками 38
4. Экономика предпринимательской организации 36
5. Финансы корпораций 36
6. Актуальные проблемы современного менеджмента 36
7. Актуальные проблемы международных экономических отношений 36
8. Управление проектами 38
  ДНМ.В.00 - Дисциплины по выбору 100
  Всего 1134
  СДМ.00 - Специальные дисциплины магистерской программы
  СДМ.00 - Вузовский компонент 600
1. Социальный менеджмент 84
2. Регулирование и прогнозирование динамики социально-экономических систем 84
3. Современные концепции управления человеческими ресурсами 86
4. Стратегическое управление социально-экономическим развитием мегаполиса 86
5. Управление процессами социального развития организации 86
6. Социальная ответственность бизнеса и социальная политика фирмы 88
7. Внешнеэкономическая политика России 86
  СДМ. В.00 - Дисциплины по выбору 300
  Всего 900
1. Научно-исследовательская работа в семестре 504
2. Научно-исследовательская практика 504
3. Научно-педагогическая практика 216
4. Подготовка магистерской диссертации 810
  Всего 2034

Как видно из приведенной структуры, 28% затрат времени занимает подготовка по блоку дисциплины направления (федеральный и вузовский компонент), 22% - по блоку специальные дисциплины, 20% времени занимает подготовка магистерской диссертации, 35% - научноисследовательская работа и научно-исследовательская практика. Примерно такая структура присуща и другим магистерским программам. Планирование и контроль добавленной ценности целесообразно проводить по всем элементам данной структуры. Но при этом мы сталкиваемся со следующей проблемой.

Для измерения добавленной ценности по блоку читаемых дисциплин предлагается использовать систему коэффициентов, учитывающих:

  • роль курса в формировании ключевых знаний и компетенций магистра;
  • оценку уровня читаемого курса (ученая степень и ученое звание лектора, количество его публикаций по данному направлению, наличие научной школы);
  • применение новых технологий в обучении (профессиональные деловые игры, активные методы обучения, компьютерные технологии);
  • практическое использование материалов курса в написании магистерской и других научных работ, их применение на практике;
  • конкурентные преимущества по сравнению с ведущими зарубежными вузами.

Сложность возникает при измерении добавленной ценности научной работы магистра, а она составляет 55% общей трудоемкости программы подготовки. В качестве критериев оценки научной работы можно использовать:

  • количество и уровень публикаций магистров;
  • выступления магистров на конференциях;
  • внедрение результатов научной работы, экономический и социальный эффекты от внедрения.

Казалось бы, этим можно ограничиться. Но не хватает нескольких важных элементов, которые закладываются в стандарт подготовки магистров, но практически не контролируются, а часто и не реализуются. Это относится к способности эффективного выполнения магистрами научной работы и участия в ней. Целесообразно также ввести в компетенции магистров выработку навыков организации проведения научной работы, включая руководство проведением научноисследовательских работ группами и коллективами.

Реальный рост добавленной ценности по этим направлениям возможен не только при проведении магистром собственной научной работы (она мало чем отличается по своему характеру от работы аспиранта или подготовки специалиста), но и при его участии в научных проектах и научно-исследовательских работах, выполняемых научными коллективами.

2
1   3