Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ДОБАВЛЕННОЙ ЦЕННОСТИ

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского университета»,серия 5. Выпуск 1, 2009, стр. 165-175 (Изд-во входит в перечень ВАК)

Конкурентоспособность российской экономики в значительной мере зависит от уровня развития и конкурентоспособности системы образования. Проводимая в настоящее время реформа высшей школы в основном направлена на сокращение численности вузов и переход на двухуровневую подготовку бакалавр – магистр. В то же время в последние десятилетия в высшем образовании возник ряд комплексных проблем, которые, если их не решить своевременно, приведут к снижению качества подготовки, вместо его ожидаемого роста. Эти проблемы включают:

  • необходимость роста конкурентоспособности российских вузов в условиях сокращения их численности и глобализации мировой системы образования;
  • развитие самостоятельного и творческого мышления студентов;
  • необходимость формирования системы знаний, вместо преимущественно разрозненных знаний;
  • развитие способностей студентов внедрять новые знания в реальные производства;
  • расширение общего кругозора и подъем уровня культуры студентов;
  • отставание оплаты труда российских преподавателей по сравнению с ведущими отраслями экономики.

Для достижения высокой конкурентоспособности вузов необходимо комплексное решение этих проблем.

Анализ уровня знаний специалистов различных вузов, получивших дипломы о высшем образовании в течение последних 10 лет, показывает удручающее состояние качества их подготовки. Опрос 120 специалистов, имеющих дипломы о высшем образовании и работающих в экономике, показал следующее:

Табл. 1. Результаты зондирования знаний специалистов

Сфера знаний Вопрос Количество правильных ответов Количество неправильных ответов или отсутствия ответов
Философия Какие законы и закономерности развития Вам известны? 0 120
Экономика Что такое производительность труда (один из ключевых показателей современной экономики)? 1 119
Системный анализ, системный подход Что такое система? 0 120

При ответе на вопрос - образует ли несвязный набор объектов из авторучки, пустой коробки и губки целостную систему многие ответили утвердительно.

Такое состояние знаний по базовым предметам, образующим фундамент образования специалистов, к тому же сравнительно недавно окончивших вузы является крайне удручающим.

Необходима реформа высшего образования, которая изменит это положение и окажет воздействие не только на внешние стороны, но и на глубинные процессы развития российских вузов.

Существенное влияние на развитие российской экономики и рост качества образования может оказать подготовка магистров, что будет содействовать подъему российской науки, созданию инновационной экономики. Но для этого необходимо решение ряда проблем развития магистратуры.

Вводимые сегодня государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования подготовки магистров создают новые проблемы:

  • они опираются на нечеткие, неясные требования к подготовке магистров;
  • нет акцента и приоритета главного в магистерской подготовке – научной работы магистра;
  • нет анализа и сравнения с зарубежными стандартами, хотя речь идет об интеграции в мировую систему образования;
  • нет требований по внедрению результатов работы магистров.

Так, в федеральном государственном стандарте предусматривается в качестве требований: студент должен знать, уметь, владеть. Но понятия уметь и владеть очень близки, дифференциация между ними совершенно непонятна. Если студент умеет, что-то делать, то он владеет знаниями, навыками, компетенциями и наоборот. Следовательно, вновь будут создаваться излишние наборы расплывчатых и нереализуемых требований к подготовке магистров.

Гораздо лучше было бы ввести требования – студент должен:

  1. Знать.
  2. Уметь (владеть).
  3. Внедрить (за период обучения в магистратуре).

Такие требования дали бы возможность повысить инновационный уровень российской экономики за счет притока новых идей и разработок магистров в нее.

В Госстандарте указывается, что часть требований (вариативная часть) определяются вузом. Сегодня возникают стандарты с нереальными требованиями к магистрам, например, магистр должен оптимально распределять роли и ресурсы в организациях, развивать лидерские качества всех менеджеров организаций, обеспечивать организацию всеми необходимыми ресурсами, и множество других явно нереальных требований к его деятельности. Разве способен все это делать в организациях студент, проучившийся всего два года после бакалавриата и, как это мыслится осуществить на практике? Ни один вуз не сможет реализовать подготовку магистров по таким требованиям. Вузы тем самым создают для себя крупные проблемы. Множество нереальных требований ведет к произволу в аккредитации вузов и аттестации выпускников, что выгодно только бюрократии, хотим, аккредитуем, хотим - нет.

В течение трех последних десятилетий, сначала в СССР, а затем в России был предпринят ряд попыток реформирования системы высшего образования. Но в силу недооценки государственными органами влияния образования на экономику, недостаточного финансирования его, низкого уровня оплаты высококвалифицированных преподавателей, высокой бюрократизации процессов управления в вузах, слабой поддержке научных школ и инноваций эти попытки не смогли решить основные задачи. Тридцать лет назад была создана модель специалиста, разработано огромное количество томов документации, из которых реально работало не более 10%. Сегодня ситуация может снова повториться, если вместо решения проблем будут созданы бюрократизированные тома документов, которые не влияют на качество подготовки.

Необходимы новые подходы к разработке российской магистратуры.

Среди разнообразных критериев развития высшей школы главным из них следует считать критерий, который сегодня практически не применяется - реальную добавленную ценность ее выпускников, а также добавленную ценность создаваемую научными и педагогическими разработками, ростом квалификации и интеллектуального потенциала кадров системы образования.

Концепция добавленной ценности является одной из наиболее важных концепций современной экономики. Ее сущность в том, что при создании продуктов или услуг по мере вложения в них дополнительных интеллектуальных, трудовых, материальных и других ресурсов формируется добавленная ценность продукта или услуги, величина которой определяется качеством вложенных ресурсов и искусством управления процессами ее создания.

1
  2 3