Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ДОБАВЛЕННОЙ ЦЕННОСТИ

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского университета»,серия 5. Выпуск 1, 2009, стр. 165-175 (Изд-во входит в перечень ВАК)

Качество подготовки и добавленная ценность тесно связаны, но между ними есть и различия. Рост добавленной ценности ведет к высокому качеству подготовки. Но качество подготовки это общий, интегральный, зачастую нечеткий критерий, который сложно оценить количественно. Трудно анализировать, как влияют на общее качество элементы процесса подготовки магистров. Качество либо есть, либо его нет, оценки составляющих его элементов часто неточны и противоречивы. Концепция добавленной ценности открывает возможности количественного анализа и оценки уровня подготовки всех элементов и по всем фазам процесса, выявляя его сильные и слабые стороны. Становится ясно, где реальная ценность добавляется и соответствует дополнительным затратам, а где, наоборот, она снижает качество обучения и затраты на нее неоправданны.

Добавленная ценность выпускников магистратуры, одного из главных продуктов вузов, означает приобретение студентами прошедшими процесс обучения дополнительной совокупности новых полезных свойств и качеств в виде знаний, навыков, творческих способностей, компетенций, которые создают условия для инновационного и эффективного развития экономики, науки и образования.

В результате воздействия процесса обучения на процессы мышления, функциональные возможности и сознание обучаемых формируются два потока:

  • рост добавленной стоимости, определяющийся дополнительными затратами на обучение магистров;
  • рост добавленной ценности, определяющийся дополнительно приобретенными качествами и компетенциями магистров в процессе обучения.

Важнейшая задача системы подготовки кадров высшей школы обеспечение роста добавленной ценности, что является главным условием конкурентоспособности ее выпускников и вузов.

Структура добавленной ценности магистерской подготовки может быть представлена в следующем виде:

Структура добавленной ценности подготовки магистров и ее основные результаты

Рис. 1. Структура добавленной ценности подготовки магистров и ее основные результаты

Как видно из приведенной схемы новая информация, новые знания, навыки, способности творческого мышления и работы в командах взаимосвязаны, формируют новые компетенции, включающие способности практически преобразовать знания и внутренний потенциал личности в способности решать общие и профессиональные задачи, а также способности реализовать внутренний потенциал личности в целях создания инновационных научных продуктов, инновационного развития экономики и техники, инновационного развития социальной сферы.

Выработка компетенций означает выработку способностей преобразовывать новые знания, навыки и личностные качества в конечные инновационные научные, производственные и социальные продукты.

Процесс создания добавленной ценности необходимо анализировать, планировать и контролировать. При этом темпы роста добавленной ценности должны опережать темпы роста дополнительной стоимости на ее формирование, что означает рост экономической эффективности образования.

Как оценить величину создаваемой добавленной ценности магистерской подготовки?

Возможны методы оценки по:

  • уровню заработной платы выпускников после окончания магистратуры;
  • степени предпочтительности магистров организациями, принимающими их на работу;
  • затратам времени на подготовку магистров;
  • качеству учебных и научно – исследовательских модулей подготовки магистров;
  • конечным результатам подготовки магистров (публикации, разработка инноваций, рост экономики фирм, развитие социальной сферы).

Простым и надежным способом является оценка ценности магистров по уровню их заработной платы после окончания магистратуры, исходя из логики, что более высококвалифицированный труд высоко оплачивается. Но в условиях России, а сегодня и многих зарубежных стран, это не соответствует действительности. В связи с деформациями экономики практически во всех странах сегодня наиболее высокие уровни доходов характерны для сфер, которые мало связаны с инновациями, а наоборот являются причинами мирового кризиса, в частности, банковская сфера, рынки ценных бумаг. В то время как для прогресса общества важны инновации в первую очередь в науке и в реальных производствах.

Одним из эффективных методов является методология зондирования потребностей фирм в магистрах и выявления их предпочтений и приоритетов. Например, в Университете Бригэм Янг (США) в исследовании Б. К. Дэвиса оценивалась добавленная ценность подготовки магистров по направлению менеджмент строительства на основе комплексного опроса фирм. Вопросы включали определение:

  • количества магистров, принимаемых фирмами;
  • факторов, определяющих предпочтение магистров по сравнению со специалистами, не имеющими степени магистра;
  • наиболее важных сфер знаний и компетенций для работы магистра в строительных фирмах;
  • других факторов, влияющих на добавленную ценность подготовки магистров.

Оценка добавленной ценности определяет место и роль магистра среди других специалистов принимаемых фирмами, а также уровень знаний менеджеров по данной подготовке, наиболее важные предпочтения руководителями фирм качеств магистров. Среди значимых качеств наиболее существенно влияющих на добавленную ценность подготовки магистров были выявлены способности:

  • адаптироваться к новым ситуациям, аналитически и стратегически мыслить;
  • получать необходимую информацию, коммуникации и другие.

Оценку добавленной ценности также можно проводить на основе анализа структуры затрат времени магистров и эффективности его использования.

Для анализа проблемы оценки добавленной ценности рассмотрим особенности подготовки магистров на примере одной из магистерских программ, в которой показаны затраты времени на различные виды деятельности магистра.

Таблица 2. Структура и трудоемкость магистерской программы

«Управление экономикой и социальная политика»

ДНМ.00 - Дисциплины направления
  ДНМ.Ф.00 - Федеральный компонент 700
1. Современные проблемы экономической науки 107
2. Современные теории институциональной экономики 110
3. Математическая экономика 114
4. Актуальные проблемы экономической политики России 108
5. История и методология экономической науки 107
6. Современные информационные технологии в науке и образовании 154
  ДНМ.Р.00 - Вузовский (региональный) компонент 334
1. Профессиональный иностранный язык 74
2. Современные проблемы бухгалтерского учета и аудита 40
3. Управление рисками 38
4. Экономика предпринимательской организации 36
5. Финансы корпораций 36
6. Актуальные проблемы современного менеджмента 36
7. Актуальные проблемы международных экономических отношений 36
8. Управление проектами 38
  ДНМ.В.00 - Дисциплины по выбору 100
  Всего 1134
  СДМ.00 - Специальные дисциплины магистерской программы
  СДМ.00 - Вузовский компонент 600
1. Социальный менеджмент 84
2. Регулирование и прогнозирование динамики социально-экономических систем 84
3. Современные концепции управления человеческими ресурсами 86
4. Стратегическое управление социально-экономическим развитием мегаполиса 86
5. Управление процессами социального развития организации 86
6. Социальная ответственность бизнеса и социальная политика фирмы 88
7. Внешнеэкономическая политика России 86
  СДМ. В.00 - Дисциплины по выбору 300
  Всего 900
1. Научно-исследовательская работа в семестре 504
2. Научно-исследовательская практика 504
3. Научно-педагогическая практика 216
4. Подготовка магистерской диссертации 810
  Всего 2034

Как видно из приведенной структуры с позиций затрат времени 28% затрат времени магистра занимает подготовка по блоку дисциплины направления (федеральный и вузовский компонент), 22% по блоку специальные дисциплины, 20% подготовка магистерской диссертации, 35% научно – исследовательская работа и научно-исследовательская практика.

Примерно такая структура присуща и другим магистерским программам.

Планирование и контроль добавленной ценности целесообразно проводить по всем элементам данной структуры. Но при этом мы сталкиваемся со следующей проблемой.

Для измерения добавленной ценности по блоку читаемых дисциплин предлагается использовать систему коэффициентов, учитывающих:

  • роль курса в формировании ключевых знаний и компетенций магистра;
  • оценку уровня читаемого курса (ученая степень и ученое звание лектора, количество его публикаций по данному направлению, наличие научной школы);
  • применение новых технологий в обучении (профессиональные деловые игры, активные методы обучения, компьютерные технологии);
  • практическое использование материалов курса в написании магистерской диссертации и других научных работ и применении на практике;
  • конкурентные преимущества по сравнению с ведущими зарубежными вузами.

Сложность возникает при измерении добавленной ценности научной работы магистра, а она составляет 55% общей трудоемкости программы подготовки. В качестве оценки научной работы можно использовать:

  • количество и уровень публикаций магистров;
  • выступления магистров на конференциях;
  • внедрение результатов научной работы, экономический и социальный эффекты от внедрения.

Казалось бы, этим можно ограничиться. Но не хватает нескольких важных элементов, которые закладываются в стандарт подготовки магистров, но практически не контролируются, а часто не реализуются. Это относится к способности эффективного выполнения магистрами научной работы и участия в ней. Целесообразно также ввести в компетенции магистров выработку навыков организации проведения научной работы, включая руководство проведением научно-исследовательских работ группами и коллективами.

Реальный рост добавленной ценности по этим направлениям возможен только при условии участия магистра не только в проведении собственной научной работы, так как эта работа мало чем отличается по своему характеру от работы аспиранта или подготовки специалиста. Необходимо его участие в научных проектах и научно-исследовательских работах, выполняемых научными коллективами.

На кафедрах сегодня ведутся научные работы. Но фундаментальные работы финансируются на совершенно недостаточном уровне, например, 400 – 500 тыс. руб. в год, что ограничивает возможности кафедр по привлечению магистров.

Коммерческие же работы у кафедр часто не соответствуют профилю работ магистров.

Кроме того, работа магистра по НИР кафедры не дает ему возможности самостоятельного руководства НИР, выработки способностей работы в командах.

Таким образом, 50% времени основной подготовки магистра трудно конкретно оценить в виде добавленной ценности и к тому же эта ценность часто вообще не создается.

2
1   3