Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Реформа оплаты труда сама нуждается в кардинальном реформировании

Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

В соответствии с постановлениями Правительства России от 22 сентября 2007 года № 605 и от 5 августа 2008 года № 583 с 1 декабря 2008 года все федеральные, региональные и муниципальные бюджетные учреждения переведены на новые условия (систему) оплаты труда (НСОТ). Эти изменения касаются трех миллионов человек из сфер здравоохранения, образования, науки и культуры. В том числе непосредственно по Министерству здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) на новую систему оплаты труда переводятся более 400 тысяч медицинских и фармацевтических работников в 894 федеральных бюджетных учреждениях.

Это самая массовая и кардинальная реформа в сфере оплаты труда за последние 18 лет. Вместо Единой тарифной сетки вводятся минимальные должностные оклады по каждой профессиональной квалификационной группе (ПКГ), пакеты повышающих (в процентах к минимальному должностному окладу) выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также аналогичных коэффициентов доплат по квалификационным уровням (КУ) работников.

Реформа преследовала благие цели: унифицировать оплату труда применительно к объемам обязанностей (для чего и были введены ПКГ) и минимально необходимых знаний (для этого введены КУ), расширить для руководителей среднего звена (например, главных врачей поликлиник и больниц) возможности дополнительно поощрять лучших работников, сделать всю систему оплаты труда (НСОТ) более прозрачной и гибкой. Для руководителей ведомств должна была возникнуть возможность материально поощрять лучших подчиненных менеджеров за конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности поликлиник и больниц.

В данной статье на примере отрасли «здравоохранение» рассмотрено, как на практике выглядит реформа системы оплаты труда.

О минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Федеральное собрание РФ Законом от 26 июня 2008 года № 91-ФЗ утвердило новую сумму минимального размера оплаты труда, которая, начиная с января 2009 года, должна составить 4 330 рублей в месяц, тем самым жестко задав нижний уровень оплаты труда.

Анализ показал, что указанный Федеральный закон «не указ» не только для Минздравсоцразвития России, но также и для руководителей Фонда социального страхования (ФСС) РФ, бюджетных учреждений науки (включая и учреждения «демократичной», но «законопослушной» РАН), Минэнерго РФ, службы по контролю за оборотом наркотиков, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, а также ряда иных федеральных ведомств.

Все перечисленные выше ведомства утвердили (с официального методического одобрения Минздравсоцразвития РФ!) для первой ПКГ (санитарки, мойщицы, младшие медицинские сестры, сестры-хозяйки) минимальные месячные оклады ниже законодательно утвержденного размера МРОТ (соответственно 3 200, 2 100 (!), 2 100 (!), 3 200, 2 872 (!), 3 200, 3 200 руб).

Более того, и для второй ПКГ (инструкторы, врачи-гигиенисты, медицинские сестры, акушеры, фельдшеры и др.) ниже МРОТ утвердили минимальные месячные оклады федеральная наука - 2 200(!) руб. и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - 3 885 руб. Но «в упорной борьбе за первенство в нарушении федеральных законов» несомненными «рекордсменами» опять-таки стали научные учреждения, утвердившие даже для своих врачей и провизоров (то есть для специалистов третьей ПКГ) минимальный должностной оклад в сумме 3 560 рублей в месяц.

А руководство Медицинского центра РАН решило-таки «дожать» всех конкурентов, утвердив минимальные должностные месячные оклады для медицинского персонала в суммах 1 800 руб. для первой ПКГ, 2 200 руб. - для второй ПКГ и 3 000 руб. - для третьей ПКГ.

Единственное положительное отклонение мы зафиксировали в приказе № 114 от 15 сентября 2008 г. Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва).

А мы еще ждем дисциплины в оплате труда от бизнесменов, призываем их к «социальному партнерству» и выплате (без «конвертов»!) месячной «открытой» заработной платы не ниже уровня МРОТ - предприниматели ведь тоже читают приказы Минздравсоцразвития РФ и наглядно видят примеры противоправного поведения высокопоставленных чиновников из государственных ведомств. Так в нашем молодом российском обществе воспитывается массовый правовой нигилизм, растет недоверие к государству как институту управления!

Между тем, в ходе своего публичного выступления министр здравоохранения и социального развития РФ Т.Голикова на селекторном общероссийском совещании подчеркнула: «Необходимо обеспечить тщательную финансово-экономическую проработку положений об оплате труда. Еще раз напоминаю, что положения об оплате труда должны содержать нормы, гарантирующие заработную плату с учетом установленного с 1 января 2009 года МРОТ на уровне 4 330 рублей в месяц».

Некоторые из высокопоставленных чиновников и вслед за ними более низкие по уровню иерархии чиновники системы Минздравсоцразвития России стали утверждать, что министр на селекторном совещании имела в виду, что уровню МРОТ в сумме 4 330 рублей в месяц должны соответствовать суммы минимального должностного оклада плюс компенсирующие и стимулирующие выплаты. Подробней остановимся на этих псевдодоводах бюрократов.

Единственной «автоматически» (с первого месяца работы) действующей для условий Башкирии выплатой компенсационного характера является выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями (так называемый поясной, «уральский» коэффициент, равный 1,15). Остальные компенсационные выплаты распространяются только на весьма узкий круг работников, занятых на тяжелых и с вредными условиями работах, за совмещение профессий и за работу в ночное время и др. (приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 года № 822). По крайней мере, для молодых специалистов все эти выплаты весьма долго не будут доступны.

Выплаты стимулирующего характера почти полностью находятся в руках руководителя (главного врача больницы или поликлиники), кроме выплаты за стаж непрерывной работы и выслугу лет. Но для системы Фонда социального страхования РФ выплата за стаж начинается со стажа в один год (то есть в течение первого года такой надбавки нет) и равна за стаж до трех лет - до 0,05 (5 % к окладу), от трех до пяти лет - до 0,1, за стаж свыше пяти лет (и на этом уровне - вплоть до пенсии!) - 0,15 (15 %).

Повышающие коэффициенты за объемы ответственности и минимально необходимых знаний в большинстве типовых ведомственных актов для первой ПКГ не установлены вообще, для второй ПКГ - даны на уровне 1,03 - 1,20 (для ФСС РФ); 1,22 - для учреждений науки (второй КУ) и 1,35 (третий КУ). Для третьей ПКГ (врачи и провизоры) повышающий коэффициент не установлен для первого КУ, но задан на уровне от 1,1 до 1,2 - для 2, 3 и 4-го квалификационных уровней (ФСС РФ), 1,31-1,52 (наука).

Расчеты показывают, что при прочих равных условиях даже врачи- и провизоры- интерны, врачи- и провизоры-стажеры в течение первых трех лет работы будут получать заработную плату ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. Но

ведь, кроме того, МРОТ должен непременно индексироваться на темп официальной инфляции, которая в 2009 г. ожидается на уровне не менее 12-13 %. Станет ли возможной такая операция в условиях дефицита бюджетов всех уровней?

И после этого мы еще ожидаем притока «молодых светлых голов» в государственную и муниципальную медицину? Тут и последние энтузиасты перейдут в платное здравоохранение либо в коммерческий сектор экономики.

1
  2 3