Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
По нашим расчетам, применение новых условий оплаты труда приведет для участковых специалистов (а их численность по РФ составляет около 170 тыс. человек) к снижению гарантированной (не зависящей от оценки руководителя и от выплат за оказание платных услуг) заработной платы почти в два раза! Надежды на возмещение этих выпадающих выплат доходами от оказания платных услуг пока ничем реальным не подкреплены.
Выполненные целым рядом специалистов и экспертов, несколькими признанными научными учреждениями РФ по экономике, социологии и управлению обследования и расчеты показывают высокую эффективность примененного в 2007-2008 гг. метода обязательного обследования (диспансеризации) по совокупности направлений:
Очевидно, именно эти доводы и легли в основу высказываний Президента РФ Дмитрия Медведева, когда он говорил: «Всякие кризисы, проблемы и сложности никак не должны сказаться на национальных проектах, и в 2009 году они в любом случае будут профинансированы полностью... Ничего не будет закрыто, все будет продолжено. В следующем (2009 г. - Г.Б.) году сохранится финансирование нацпроектов то, которое было намечено» [3].
Но глубоко прав был Президент РФ и в своем обращении к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года: «Государственный аппарат у нас в стране - это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном итоге народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно - коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии».
Ограничение по инициативе Минздравсоцразвития РФ применения метода диспансеризации населения (которой до сих пор охвачены лишь работающие в социальных сферах экономики и в государственном аппарате) является грубейшей стратегической политической и социально-экономической управленческой ошибкой. На деле такое решение приведет к развитию демографических проблем России и снижению ее социально-экономической мощи. Нужно (несмотря на кризис, а может быть, именно в интересах его скорейшего преодоления) не только не уменьшать масштабы диспансеризации всего населения государства, но и существенно их нарастить.
Как можно победить коррупцию в здравоохранении? Одним из механизмов, с помощью которого можно не только существенно снизить, но и победить коррупцию в государственном аппарате, является широкое привлечение большинства персонала к обсуждению важнейших вопросов развития организации. В условиях рынка, без сомнения, к таковым можно отнести вопрос о справедливости материального вознаграждения.
Между тем, согласно НСОТ, справедливость достигается за счет применения системы повышающих коэффициентов: коэффициента к окладу за занимаемую должность; персонального повышающего коэффициента к окладу; повышающего коэффициента за стаж работы и выслугу лет; повышающего коэффициента за квалификационную категорию.
В результате проведенного нами сравнительного анализа положений об оплате труда медицинских работников около десятка разных министерств и ведомств РФ мы пришли к выводу, что решающий вклад (до половины и более от общей суммы всех повышающих коэффициентов) вносит «персональный повышающий коэффициент к окладу», который может достигать величины до 3,0 базисного оклада. Отметим, что согласно всем типовым «положениям об оплате труда медицинских работников» «решение об установлении персонального повышающего коэффициента принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника». И поскольку ни профсоюз, ни собрание трудового коллектива вообще не упоминается, руководитель учреждения фактически может в отношении до 3/4 месячного заработка подчиненного делать что угодно. Это означает полное господство субъективизма в управлении персоналом учреждения, внедрение «экономического рабства», может приводить к диктаторским решениям начальника, который будет теперь «всегда прав».
Мы предлагаем «вспомнить» хорошо забытое советское правило начисления так называемых коэффициентов трудового участия отдельных работников при бригадном подряде: здесь по каждому работнику бригада ежемесячно собиралась для того, чтобы, открыто обсудив «заслуги» отдельных лиц, внести бригадиру (мастеру, начальнику цеха и т.д.) предложения об установлении персональных «коэффициентов трудового участия» того или иного сотрудника в достижении общих конечных показателей эффективности и качества труда. Принципы единоначалия и коллективизма в управлении здесь удачно сочетались.
Этот опыт по применению персональных коэффициентов представляется весьма полезным. Аналогичное уточнение условий установления персонального повышающего коэффициента, по нашему мнению, необходимо ввести и для первых руководителей (главных врачей поликлиник и больниц).
Мы не стали проводить дальнейший анализ всей НСОТ бюджетных работников, хотя и в других ее разделах видны проблемы и очевидные слабости. Но даже из сказанного выше, как нам представляется, напрашиваются важные выводы и предложения:
Мы хотели бы видеть Республику Башкортостан в перечне «пилотных регионов» - субъектов РФ, где во всех структурах государственного аппарата и во всех медицинских учреждениях (федерального, регионального и муниципального уровня) проводилась бы открытая проверка важнейшего начинания. Ибо реформа системы оплаты труда бюджетников действительно назрела и нужна всем гражданам России. Равно как и всем жителям великой России необходима не разовая, но постоянно проводимая диспансеризация всего населения как один из важнейших рычагов создания «великого перелома» на «демографическом фронте».
Литература
← | 3 | |
1 2 |