Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Реформа оплаты труда сама нуждается в кардинальном реформировании

Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Но самое неприятное для бюрократов из Минздравсоцразвития РФ заключается в их полном незнании Трудового кодекса РФ, где в ст. 129 написано следующее: «МРОТ - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника (то есть работника, отнесенного согласно нормам НСОТ к первой ПКГ - Г.Б.), полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ (то есть работника, отнесенного к первому КУ - Г.Б.) в нормальных условиях труда (то есть без применения компенсационного коэффициента за работу в тяжелых или вредных условиях - Г.Б.). В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».

Это означает, что немедленно должны быть исправлены (повышены до уровня установленного законом МРОТ или до 4330 руб. в месяц) все суммы минимальных должностных окладов. На уровне не ниже МРОТ (то есть не ниже 4 330 рублей в месяц) должны быть утверждены минимальные размеры должностных окладов для первой ПКГ, и в том числе для первого квалификационного уровня. Что касается других, более высоких ПКГ и КУ, то необходимо ввести поправки для сохранения разницы в оплате разного труда.

Равная оплата за равный труд: один врач «равнее» другого? Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» [5] подтверждается, что все виды бесплатной медицинской помощи в текущем году будут сохранены полностью.

Продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, в том числе приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. № 410н «Об организации в Минздравсоцразвития РФ работы по разработке порядка оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».

Тем самым еще раз подтверждены единые стандарты оказания бесплатной, то есть финансируемой за счет бюджетных средств, медицинской помощи населению, заданы организационные гарантии исполнения этих стандартов, действующих по всем регионам России, во всех медицинских учреждениях, независимо от их ведомственного подчинения.

Отсюда логично вытекает, что объем, технология и структура медицинских услуг, которые оказываются клиническими учреждениями разных городов и сел России, находящихся в составе разных федеральных, региональных и муниципальных ведомств, финансируемых за счет средств любых бюджетов, должны быть абсолютно одинаковыми и зависеть исключительно и только от конкретного диагноза для конкретного пациента поликлиники или больницы (но никак не от территории размещения или от ведомственной принадлежности клинического учреждения).

Следовательно, врачи и другие медицинские специалисты всех учреждений такого рода, которые оказывают идентичные медицинские услуги, должны за равную работу получать одинаковую заработную плату независимо от ведомственной принадлежности клинического учреждения.

Между тем в документах Минздравсоцразвития РФ по непонятным причинам установлены различающиеся уровни минимальных должностных окладов, например, для третьей ПКГ «Врачи и провизоры»: для специалистов, работающих в подведомственных Минздравсоцразвития РФ вузах профессионального образования, - 5 000 руб. в месяц; для специалистов сети учреждений Фонда социального страхования, Росаэронавигации, Роспотребсоюза, Россельхознадзора, Росморречфлота - 5 400 руб. в месяц; для специалистов сети федеральных бюджетных научных учреждений - 3 560 руб. в месяц; для специалистов, работающих в федеральных бюджетных учреждениях Минэнерго РФ, - 5 790 руб. в месяц; для специалистов (гражданского персонала) федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы, - 6 420 руб. в месяц; для специалистов, работающих в системе Федерального дорожного агентства, - 6 000 руб. в месяц; для специалистов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков - 5 275 руб. в месяц и т.д.

Это означает, что Миздравсоцразвития РФ за одну и ту же работу (оказание по единым федеральным стандартам бесплатных медицинских услуг населению) без законных оснований устанавливает базовый минимальный должностной оклад, различающийся по ведомствам в 1,8 раза (6420 / 3560)!

Подобная ничем неоправданная разница в подходе к установлению минимального уровня оплаты труда приводит к межведомственным конфликтам и к искусственной текучести медицинских кадров.

По нашему мнению, специалисты всех ПКГ и всех ведомств с федеральным бюджетным финансированием должны иметь равную оплату за равный труд, а именно (в месяц): специалисты первой ПКГ - 4 330 руб.; специалисты второй ПКГ - 5 845 руб.; специалисты третьей ПКГ (врачи и провизоры) - 7 145 руб.

Что касается отражения разницы в условиях работы разных ведомств, то она, по нашему мнению, может и должна быть учтена через введение дополнительного вида выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, по ведомственным требованиям (за счет ресурсов соответствующего ведомства) либо, если такое возможно, следует устранить (за свой счет) ведомственные отклонения от условий труда работников, установленных в единых федеральных стандартах.

Следует ли продолжать реализацию национальных проектов? В рамках Национального проекта России «Здоровье», согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 874, в 2007 году проводилась диспансеризация лиц, работающих в учреждениях образования, государственных, муниципальных и научно- исследовательских учреждениях, в отраслях здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта. При проведении диспансеризации участковым врачам-терапевтам и их медицинским сестрам за выполнение государственного задания были установлены выплаты в размере 10 и 5 тыс. руб. в месяц соответственно.

Практика доказала высокую социальную и экономическую эффективность этих выплат, поэтому приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 января 2008 г. № 15н диспансеризация населения была продлена на 2008 и 2009 годы, одновременно на 2008 и 2009 годы сохранялись выплаты участковым врачам и их медицинским сестрам.

Однако при введении НСОТ эти денежные выплаты не были учтены, например, через введение дополнительного целевого стимулирующего коэффициента. Эта ошибка уже приводит к значительному снижению реальной оплаты труда участковых специалистов. Более того, приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 августа 2008 года № 463н должности участкового врача-терапевта и медицинской сестры участкового врача-терапевта для бюджетных научных учреждений были вовсе ликвидированы.

2
1   3