Автор(ы): Ш. Р. Абдурашитов, канд. техн. наук
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Надо ли вообще кем-то или чем-то управлять? Любые процессы в жизни управляются природой или людьми. Полностью неуправляемых процессов не существует и априори существовать не может, ибо это неизбежно приводит к хаосу или некоему взрыву с последующим установлением какой-либо формы управляемости. Это - абсолютный закон мироздания, действующий независимо от человеческой воли. Другое дело - какова эффективность того или иного типа управления, какие на этой почве взрастают позитивные и негативные обретения?
О конечных результатах управления можно сколько угодно рассуждать, спорить, делать выводы. Оставлять же в людском обществе любой процесс вне управления -значит обрекать его на стихийный самотек. Такой процесс в конце концов завершится хаосом и неразберихой с негативными последствиями. Вот почему, какие бы дела и процессы ни происходили в государстве и обществе, на отдельных предприятиях и учреждениях, на улице и даже в каждой семье, они не могут быть оставлены на произвол судьбы с непредсказуемыми последствиями. Напротив, во главе всех дел и процессов должны стоять конкретные управляющие персоны, отвечающие за оптимальное течение событий и предсказуемость их конечных результатов. Только в этом случае может быть гарантировано благополучие тех, кто причастен к данному событию или процессу. Верно, что управление далеко не всегда бывает эффективным. При дурном же управлении вместо благополучия на головы окружающих может обрушиться ворох проблем, а то и драматические события с тяжелыми последствиями. Не эти ли сцены (с переизбытком ужасов!) мелькают день за днем на наших телеэкранах? А ведь в каждом из этих происшествий очевидна вина или доля вины как раз управляющих лиц, допустивших ошибки, проявивших некомпетентность. Проколы конкретных персон почему-то именуются обтекаемым выражением «человеческий фактор», вместо того, чтобы называть неумеху неумехой, разгильдяя – разгильдяем, преступника – преступником. Тогда, может быть, стало бы меньше смертей, аварий и несчастных случаев!
Однако ошибочно полагать, что все начальники плодят только зло. Наряду с негативными результатами управления не являются исключением весьма полезные и эффективные прецеденты. Правда, они редко доминируют, чаще уступая место противоположностям. Тем не менее удачливых и оригинальных случаев управленческой практики немало во всех сферах деятельности общества, на производстве и в природной среде. Это вселяет надежду на радикальный подъем в ближайшем будущем коэффициента полезного действия не только у машин, но и людей, управляющих ими (и нами тоже!). Вместе с тем больше половины управляющих лиц ныне довольствуются посредственными результатами. В этом, пожалуй, главный резерв повышения эффективности управления в каждом звене общества: будь то хозяйственная деятельность, государственные органы, частные и общественные структуры. Сказанное в полной мере касается и внутрисемейных отношений, где, к сожалению, с каждым годом падает роль «главного менеджера» – мужа и отца. Актуальна проблема повышения управленческих параметров в большинстве общественных организаций, политических партий, в религиозных организациях, гражданских общинах. Ведь в условиях безразличия государства к духовным и нравственным качествам людей именно они призваны «очеловечивать» дичающих Homo sapiens, внушая каждому индивиду идею добра, порядочности и справедливости.
Вот почему без эффективного управления и слаженного взаимодействия в каждом звене общества невозможно достичь благоприятных результатов ни в одной из сфер человеческой деятельности.
Что есть главное в искусстве управления? Управление – это проявление сугубо индивидуальных качеств управляющего лица, которыми предопределяется успех любого дела или его провал. Наиболее важными из них являются: компетентность, умение предвидеть, умение убеждать, умение приказывать, умение вдохновлять, умение проверять, умение поощрять и наказывать. Рассмотрим каждое из этих качеств.
Компетентность. Первейшим условием успеха в любом деле является обладание необходимой суммой знаний, осведомленностью в управляемой ситуации, профессиональным опытом. Речь идет об управлении в любой сфере деятельности – от собственной семьи и до масштабов государства. Сомнительный запас знаний, недостаточная осведомленность о положении дел внутри управляемого процесса или объекта, слабая натренированность самого управляющего лица – эти три главные характеристики, именуемые некомпетентностью, и есть корень всех неудач. Неслучайно в басне Крылова «Щука и кот» сказано: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». Компетентность невозможно «вычитать» ни в одной, даже очень толстой книге, тем более ее нельзя купить, как квартиру или рояль. Управленческие знания и навыки приходят только с совокупностью знаний, почерпнутых из многих источников, в том числе и путем собственных наработок, проб и ошибок. Управлять каким-то процессом без этих благоприобретенных данных все равно что садиться за руль автобуса с куплеными правами. А ведь в реальной жизни сотни тысяч людей ежегодно становятся жертвами проделок именно подобных «специалистов». Действуют они, к несчастью, всюду: на заводах и стройках, в сфере транспорта и сервиса, в школах и больницах. Но особенно большой ущерб терпят государство, общество, миллионы граждан от изощрений неумех, сидящих в высоких кабинетах власти, куда просачиваются подобные особы преимущественно на основе пресловутого блата. Это, пожалуй, главный бич в российском государстве. Протекционизм, блат и вхождение через «задние двери» – злейшие враги компетентности, гарантия полного провала в любом управленческом деле, в любом звене общества!
Затраты: себестоимость и производительность труда. Любые виды затрат в каждом деле требуют их всемерного снижения, экономии и оптимизации. К таким показателям относятся, прежде всего, общие и удельные расходы ресурсов: денег, сырья, расходных материалов, энергии, воды, услуг транспорта и связи и др. Следующим важным видом затрат являются трудовые ресурсы, их затратами на единицу продукции или услуг определяется производительность труда. Из прочих затрат отметим количество потраченного времени на единицу продукции или услуг. Суммарные материально-денежные и трудовые затраты на единицу произведенной продукции или услуг определяют ее себестоимость, которая должна лежать в границах некоего оптимума среди однородных видов деятельности. В случае превышения этих границ управление считается неудовлетворительным, а если показатели находятся ниже этих границ - приемлемым или успешным.
Количественные изменения. Каждое полезное занятие с помощью эффективного управления мы стремимся развить в линейных и объемных размерах, то есть количественно. Достигается это разными путями: расширением предприятия, численным ростом персонала, совершенствованием технологий с применением более производительных машин и аппаратов и т.д. Но наращивание объема производства должно осуществляться не любой ценой, а при допустимых издержках, что обосновывается не столько интуицией и внутренним чутьем начальника, сколько соответствующими обоснованиями - проектами, необходимыми выкладками и расчетами, сравнениями, опытом других и прочими средствами. При этом затраты на развитие производства должны окупаться в приемлемые сроки.
Качественные изменения. Эффективность предприятия можно повысить наряду с увеличением количественных показателей также улучшением качественных характеристик продукции и услуг. Это особенно важно, когда наступает насыщение рынка обычным ассортиментом. Именно новые потребительские параметры зачастую обеспечивают прорывной спрос на тот или иной продукт. На самом предприятии рост реализации продукции или услуг сопровождается, естественно, соответствующим улучшением экономических, социальных, финансовых, кадровых и других показателей. В обновлении же технологий доминирующая роль принадлежит лицу, возглавляющему менеджмент предприятия, а также подобранной им команде специалистов разного профиля: технологов, экономистов, финансистов, сбытовиков, кадровиков и др.
Морально-нравственные аспекты управления. Важнейшим элементом, формирующим динамику показателей эффективности, является моральный климат, царящий в коллективе. Центром этого живого организма является само управляющее лицо, от которого, словно круги на воде, расходятся «правила поведения», состояние нравственной атмосферы, культура и духовность, ответственность и дисциплина. Если начальник просвещен, добропорядочен, трудолюбив, взыскателен не только к подчиненным, но прежде всего к самому себе, то и все его окружение будет стремиться ему подражать. В успешности такого предприятия и благополучии его сотрудников можно особенно не сомневаться - все это ими будет обеспечиваться стабильно, позитивные составляющие будут, как правило, доминировать над негативными. А если начальник вор, бездарь и бездельник (что, к сожалению, бывает чаще, чем многим из нас кажется!), то от подобного «шефа» ждать его подчиненным счастья и благополучия нет повода - основа слишком трухлявая. Умение предвидеть. Управление во многом похоже на шахматную партию, где очень важно просчитать движение фигур на два-три хода вперед. Каждый управленческий процесс должен непременно сопровождаться планированием, анализом и прогнозированием ситуации на ближайший и обозримый период - месяц, квартал, год, несколько лет. Способность к этим действиям приходит не сразу, а в результате анализа, сопоставлений и расчетов. Не будут лишними при этом соответствующие знания и практические наработки, причем не только собственные, но и те, которые можно почерпнуть из специальных книг, периодики, личного общения с преуспевающими коллегами. Попытки предвидеть исключительно на основе интуиции или по наитию, как, наверное, поступает не менее половины управленцев-начальников, - верный путь к проигрышу или в лучшем случае застою.
1 | → | |
2 3 |